- Жиклеры карбюратора Солекс 21083: какие они бывают
- Что такое жиклеры
- Виды и классификация жиклеров
- Маркировка жиклеров
- Выбор жиклеров
- Видео жиклеры на карбюратор ВАЗ 21083 солекс
- Заключение
- Как самостоятельно подобрать жиклеры карбюратора по таблице за 5 минут
- Что такое жиклеры в карбюраторе
- За что отвечают жиклеры
- Какие жиклеры лучше
- Как правильно прочистить жиклеры карбюратора от налета и загрязнений
- Поверхностная очистка жиклеров
- Основательная чистка жиклеров
- Замена жиклеров карбюратора
- Варианты доработки и подбора жиклеров на карбюраторах Солекс
- Таблица жиклеров карбюратора Солекс 21083
- Чем отличаются модификации 21081 и 21083
- Таблица жиклеров для сравнения тарировочных данных карбюраторов Солекс 21081 и 21083
- Регулировка карбюратора Солекс 21083
- Уровень топлива в карбюраторе Солекс 21083
- Основные режимы работы карбюратора
Жиклеры карбюратора Солекс 21083: какие они бывают
Каждый владелец автомобиля должен иметь хотя бы общее представление о его устройстве. Ни один ремонт не обходится без таких знаний, а уж если речь заходит о тюнинге производительности автомобиля, то знать его устройство нужно обязательно.
Немаловажной деталью двигателя внутреннего сгорания является карбюратор – устройство, в котором происходит смешивание воздуха и топлива. В результате получается горючая смесь необходимой для работы силового агрегата консистенции.
Если речь заходит об отечественных карбюраторах, то нельзя не упомянуть Солекс 21083 – одно из лучших устройств в своем классе, с отличными характеристиками и высокой надежностью. Данная модель имеет в своем арсенале одно неоспоримое достоинство – ее можно модифицировать самыми разнообразными способами, тем самым «подогнав» карбюратор под конкретные условия работы.
Что такое жиклеры
Как правило, доработка карбюратора заключается в замене жиклеров. Жиклеры – это небольшие дозирующие элементы с отверстиями, имеющими определенную величину сечения, через которые проходят компоненты горючей смеси. В этой статье пойдет речь о жиклерах карбюратора Солекс 21083.
Виды и классификация жиклеров
Для создания хорошей обедненной смеси в карбюраторе должны устанавливаться топливные жиклеры с небольшим сечением отверстия, а воздушные – с повышенным. Использование такой схемы позволяет двигателю стабильно работать даже при резком изменении режима езды.
В карбюраторе Солекс 21083 устанавливается два вида жиклеров:
- Топливные. Обеспечивают равномерное поступление топлива в камеру карбюратора.
- Воздушные. Дозируют подачу воздуха в карбюратор.
[stextbox понимать, что увеличение внутреннего диаметра топливного жиклера приведет к существенному повышению расхода топлива, и оправданным такой выбор будет только при желании увеличить мощность двигателя. В свою очередь, большое сечение воздушного жиклера тоже становится причиной увеличенного расхода горючего, но только при активной и быстрой езде.[/stextbox]
Владельцы автомобилей в большинстве своем предпочитают уменьшать аппетит силового агрегата, поэтому оптимальным решением будет установка комбинации жиклеров, позволяющей снизить расход топлива (иногда получается улучшить этот показатель на треть). Чтобы выбрать подходящие жиклеры, нужно разобраться с их маркировкой, которая не так сложна, как может показаться на первый взгляд.
Маркировка жиклеров
Выбирая жиклеры для карбюратора, неопытные автолюбители часто приходят в недоумение из-за наличия нескольких чисел в маркировке жиклера. Расшифровка этих символов происходит следующим образом:
- Карбюратор Солекс 21083 в базовой комплектации оборудуется жиклерами с маркировкой 21 (для первой камеры) и 23 (для второй камеры). Числа отображают диаметр дозирующих элементов.
- На нижней части «родных» топливных жиклеров есть цифры 95 и 97,5 (первая и вторая камеры соответственно). Эти данные отображают пропускную способность жиклеров.
- Точно так же, как и в предыдущем примере, осуществляется маркировка воздушных жиклеров, только в этом случае на них будет маркировка 155 и 125, отображающая производительность деталей. Естественно, эти цифры на жиклерах с разной пропускной способностью будут меняться.
Маркировка жиклеров карбюратора достаточно проста, но простого распознавания числовых значений недостаточно – нужно ведь еще понимать, как и на что влияют эти показатели.
[stextbox/> Как делается
замена подшипника ступицы заднего колеса можно узнать в нашем материале.
Смотрите, как самостоятельно отрегулировать поток света фар автомобиля. Подробнее – тут.
[/stextbox]
Немаловажным параметром, влияющим на работу жиклеров, является соотношение количества воздуха и топлива в камере. Нормальным считается соотношение 14,9:1, при котором расход топлива и мощность находятся в равновесии. Для определения подходящей под конкретный стиль вождения комбинации достаточно разобраться, каким будет соотношение воздуха и топлива в горючей смеси.
Заводские топливные жиклеры карбюратора Солекс 21083 рассчитаны на экономичную езду и имеют достаточно малое сечение. Родные жиклеры можно и не менять, если нет особой необходимости в увеличении мощности двигателя. Кроме того, в результате замены жиклеров смесь может получиться слишком обедненной, и двигателю попросту будет не хватать горючей смеси для нормальной работы.
Если двигатель «не тянет», и проблема явным образом кроется в составе горючей смеси, можно подумать над вариантами: различные конфигурации топливных и воздушных жиклеров дают возможность выбрать самую эффективную схему и задействовать ее в своем автомобиле, чтобы добиться подходящих результатов.
Выбор жиклеров
Подбирая набор новых жиклеров для модификации карбюратора, стоит всесторонне изучить этот вопрос: Солекс 21083 дорабатывают очень часто, и пара дополнительных советов от опытных водителей не помешает. Рекомендации по выбору чаще всего звучат подобным образом:
- очень важно учитывать объем двигателя: при большом рабочем объеме лучше подобрать воздушные жиклеры с небольшим сечением, чтобы улучшить горючую смесь;
- в первую очередь стоит выбирать именно топливные жиклеры, а уже потом искать воздушные;
- последовательность важна и при установке жиклеров: сначала они устанавливаются в первую камеру, а уже потом во вторую – такой поэтапный подход позволит выбрать наиболее подходящую схему.
В качестве примера подбора жиклеров для 1,5-литрового двигателя можно рассмотреть такую комбинацию:
- в первой камере устанавливается топливный жиклер 102,5, а воздушный имеет сечение 155;
- для второй камеры выбирается топливный жиклер 110, а воздушный – с маркировкой 125 или 135.
Стоит обратить внимание на тот факт, что Солекс 21083 изначально рассчитан на 1,5-литровые двигатели, и его установка на силовой агрегат с большим рабочим объемом не рекомендуется: из-за особенностей конструкции данного карбюратора слишком «объемистый» двигатель не будет получать достаточно качественную горючую смесь.
Также стоит помнить о том, что все карбюраторы Солекс имеют сходное устройство, за счет чего обеспечивается взаимозаменяемость их элементов. Это правило относится и к жиклерам: при необходимости можно подобрать для своего варианта жиклеры с другого карбюратора, имеющие иное сечение.
[stextbox описанных выше аспектов и особенностей карбюраторов Солекс можно сделать простой вывод: для разных объемов двигателя нужно подбирать соответствующую конфигурацию, обеспечивающую качественное создание горючей смеси.[/stextbox]
И последняя рекомендация: при подборе жиклеров с большим сечением иногда возникает желание расточить их самостоятельно. Делать этого не стоит, поскольку для работы жиклеров требуется правильное соотношение, достичь которого в «гаражных» условиях не получится даже при наличии подходящего оборудования.
Видео жиклеры на карбюратор ВАЗ 21083 солекс
Видео расскажет про карбюратор солекс 21083
Заключение
Карбюратор Солекс 21083 славится своей надежностью и простотой не из-за возможностей модификации, а по причине хорошей базовой конфигурации, рассчитанной на спокойный и размеренный стиль езды. Конечно, замена топливного и воздушного жиклеров карбюратора может повысить мощность силового агрегата или снизить расход топлива, но если эти показатели и без того хороши, то и менять их не стоит.
Источник
Как самостоятельно подобрать жиклеры карбюратора по таблице за 5 минут
Карбюратор – устройство, позволяющее обеспечить двигатель «сбалансированным питанием». Для производства механической работы мотору необходим только энергоноситель и воздух, и жиклеры, находящиеся внутри этого узла топливной системы, позволяют в автоматическом режиме регулировать количество подачи топлива в камеру сгорания.
Что такое жиклеры в карбюраторе
Жиклеры карбюратора представляют собой калиброванные отверстия внутри карбюратора. Такие элементы могут изготавливаться из различных материалов и отличаться по диаметру рабочего отверстия.
Жиклеры могут устанавливаться внутри полости карбюратора различным способом. Некоторые элементы запрессовывают внутри отверстия большего диаметра. Благодаря такому расположению удается обеспечить большую устойчивость изделий к повышенному уровню вибрации. Недостатком такого типа элементов является более сложный процесс обслуживания и ремонта.
Жиклеры могут иметь на внешней поверхности резьбу, которая позволяет легко ввинчивать эти детали в корпус карбюратора. Преимущества такой конструкции заключается в упрощении ремонта, в том числе заменой неисправных элементов новыми изделиями.
За что отвечают жиклеры
Жиклеры нужны для подачи топлива в определенном соотношении. В карбюраторе большое количество микро-каналов, по которым может также подводиться воздух, который необходим для заполнения различных полостей, когда в них понижается уровень топлива, а также при приготовлении топливной смеси.
В карбюраторе устанавливается несколько жиклеров. Жиклер холостого хода, наиболее часто нуждается в прочистке, если используется некачественный бензин либо топливный фильтр не меняется вовремя. От правильной регулировки жиклеров будет зависеть расход горючего и приемистость двигателя, а при ошибочном подборе жиклеров с неподходящим диаметром отверстия, мотор может не завестись по причине залива свечей зажигания.
Учитывая важность этих элементов, следует подбирать изделия для замены, только с учетом каталожного номера основной детали. Например, если необходимы для замены жиклеры Солекс, то следует покупать и устанавливать только изделия для этого типа карбюраторов. Необходимо также учитывать обозначения из набора цифр идущих после наименования дозирующей системы (Солекс 21073, Солекс 21083 и т. д.).
Какие жиклеры лучше
Если есть возможность приобрести изделия из латуни, то следует отдавать предпочтения изделиям из этого медного сплава. Латунь устойчива к агрессивной среде, поэтому изделия из нее не ржавеют в карбюраторе в течение всего срока эксплуатации. В автомобильном топливе может содержаться большое количество присадок, которые способны оказать негативное воздействие на другие виды материалов. По этой причине не следует использовать самодельные жиклеры или пытаться заменить эти детали какими-либо подходящими по внешнему диаметру трубками.
Оригинальные жиклеры на карбюратор лучше, чем приобретаемые для замены в различных ремонт-комплектах. По этой причине, если появилась необходимость замены одной детали, не следует устанавливать все элементы этого типа.
Как правильно прочистить жиклеры карбюратора от налета и загрязнений
Если во время прочистки жиклеров будут нарушены элементарные нормы проведения такой операции, то возможны существенные отклонения в работе двигателя по причине изменения дозировки топлива. Воздушные жиклеры карбюратора Солекс также необходимо правильно освобождать от пылевых загрязнений. Также важно своевременно чистить лямбда зонд.
При настройке дозирующей системы карбюратора может быть осуществлена поверхностная чистка жиклеров. Такой способ удаления загрязнений не займет много времени, но его применение возможно только при относительно небольших проблемах с работоспособностью этого узла.
При значительных загрязнениях требуется основательная чистка жиклеров, а если работоспособность изделий не удается восстановить, то устанавливается новая деталь.
Поверхностная очистка жиклеров
Поверхностная очистка жиклеров может осуществляться с помощью специальных аэрозолей. Баллончик с растворителем будет стоить недорого и его можно легко найти в специализированных магазинах автозапчастей. Изделие имеет длинную трубку для подачи действующего вещества, что позволяет осуществлять точечное распыление жидкости наиболее экономным образом. Процедура очищения жиклеров карбюратора Солекс 21083 или иных аналогичных моделей, осуществляется в такой последовательности:
- Снимается воздухозаборник или корпус воздушного фильтра (зависит от модели автомобиля).
- Выкручиваются воздушные и топливные жиклеры главной дозирующей системы (необходимо запомнить маркировку жиклеров, чтобы правильно установить их на место).
- Удаляется электромагнитный клапан холостого хода.
- Аэрозоль подается в освобожденные от деталей отверстия..
- Устанавливаются воздушные и топливные жиклеры.
- Вытягивается рычаг подсоса топлива.
- Заводится двигатель.
- Работающий двигатель прогревается на холостых и средних оборотах.
- Заглушается двигатель.
- Устанавливается электромагнитный клапан и воздуховод или корпус фильтра.
После подключения всех элементов повторяют запуск двигателя и проверяют его работу в различных режимах.
Основательная чистка жиклеров
Если поверхностная чистка жиклеров не принесла положительного эффекта либо работоспособность карбюратора была восстановлена лишь на непродолжительное время, то потребуется выполнить более основательную работу. Для того чтобы качественно восстановить пропускную способность небольших по размеру деталей потребуется снять карбюратор с автомобиля. Это сделать совсем несложно, но вначале следует отсоединить следующие элементы:
- Воздуховод.
- Тягу или трос педали газа.
- Трос управления системой подсоса топлива.
- Топливный шланг.
- Провод электромагнитного клапана.
Далее снимается карбюратор с впускного патрубка. В карбюраторе выкручиваются все винты, удерживающие нижнюю часть изделия. Устройство разбирается на 2 половинки. Все внутренние жиклеры выкручиваются и промываются в ацетоне, а также продуваются сжатым воздухом. Чтобы не перепутать схожие по размеру детали их можно разложить по пластиковым контейнерам с надписями. Внутренние каналы и топливная камера также тщательно вымываются растворителем.
Когда жиклеры подсохнут их устанавливают на место, карбюратор собирается и устанавливается на впускной патрубок. После подсоединения элементов управления, подачи воздуха и питания, осуществляют запуск двигателя и проверяют его работу в различных режимах.
Замена жиклеров карбюратора
Если ранее при эксплуатации машины были грубо нарушены правила очистки жиклеров, то потребуется заменить детали. Например, если владелец автомобиля для освобождения калиброванных отверстий от загрязнений использовал металлическую проволоку или иглы, то мог нарушиться диаметр изделия в сторону увеличения. Если подобная неприятность случилась на топливном жиклере, то двигатель будет заливать бензином, а на воздушном – автомобиль будет работать на обедненной смеси. Обе ситуации не позволят комфортно эксплуатировать транспортное средство, поэтому придется заменить испорченные детали.
Иногда, установка нового карбюраторного жиклера требуется в результате потери элемента во время прочистки. Например, если для продува изделия применялась мощная компрессорная установка, то деталь может вылететь на значительное расстояние, если ее недостаточно качественно зафиксировали в процессе выполнения работ.
Для замены жиклеров потребует купить новый ремонт-комплект. Затем следует разобрать карбюратор, как при выполнении основательной прочистки, выкрутить старые и установить новые элементы.
Варианты доработки и подбора жиклеров на карбюраторах Солекс
Жиклеры карбюратора Солекс 21083 могут быть доработаны с целью изменения динамических и экономических показателей двигателя. Особенностью выполнения таких работ является необходимость изменения только топливных или только воздушных элементов дозирования. Если требуется увеличить мощность, то достаточно немного увеличить диаметр топливных элементов, для повышения экономичности двигателя аналогичную операцию осуществляют с воздушными жиклерами.
Увеличение диаметра методом сверления возможно, но, учитывая большую погрешность при выполнении такой операции, рекомендуется подобрать деталь с требуемым размером из таблицы жиклеров.
Таблица жиклеров карбюратора Солекс 21083
Изучить таблицу жиклеров следует в самом начале выполнения работ по усовершенствованию топливной системы автомобиля. Для карбюратора ДААЗ Солекс 21083 значения диаметра и каталожного номера топливных жиклеров будут следующими.
Модели карбюраторов | 1-я камера | 2-я камера |
21083-1107010 | 95 | 97,5 |
21083-1107010-31 | 95 | 100 |
21083-1107010-35 | 95 | 100 |
21083-1107010-62 | 80 | 100 |
В качестве воздушных жиклеров при подборе новой детали можно использовать следующие изделия.
Модели карбюраторов | 1-я камера | 2-я камера |
21083-1107010 | 155 | 125 |
21083-1107010-31 | 155 | 125 |
21083-1107010-35 | 150 | 125 |
21083-1107010-62 | 165 | 125 |
Топливные жиклеры хх (холостого хода):
Модели карбюраторов | 1-я камера | 2-я камера |
21083-1107010 | 39-44 | — |
21083-1107010-31 | 38-44 | — |
21083-1107010-35 | 38-44 | — |
21083-1107010-62 | 50 | — |
Зная каталожный номер карбюратора несложно сравнить детали между собой и выбрать наиболее подходящий для тюнинга жиклер.
Чем отличаются модификации 21081 и 21083
Модификации карбюраторов Солекс 21081 и Солекс 21083 практически идентичны. В устройствах приготовления рабочей смеси незначительного отличаются только диаметры жиклеров и принцип работы системы подсоса топлива. В карбюраторе Солекс 21081 установлено полуавтоматическое устройство для запуска двигателя, а в Солекс 21083 – механическое, управляемое кнопкой.
Отличия в пропускной способности жиклеров обусловлены разницей в рабочих объемах двигателей 21081 и 21083.
Таблица жиклеров для сравнения тарировочных данных карбюраторов Солекс 21081 и 21083
В таблице приведены тарировочные данные карбюраторов Солекс 21081 и Солекс 21083.
Параметры | 21081-1107010 | 21083-1107010 | ||
Первая камера | Вторая камера | Первая камера | Вторая камера | |
Диаметр диффузора, мм | 21 | 23 | 21 | 23 |
Топливный жиклер ГДС | 95 | 97.5 | 95 | 97.5 |
Воздушный жиклер ГДС | 165 | 135 | 155 | 125 |
Эмульсионная трубка | 23 | ZC | 23 | ZC |
Топливный жиклер СХХ | 39-44 | — | 39-44 | — |
Воздушный жиклер СХХ | 170 | — | 170 | — |
Топливный жиклер переходной системы2-й камеры | — | 50 | — | 50 |
Воздушный жиклер переходной системы 2-й камеры | — | 120 | — | 120 |
Топливный жиклер эконостата | — | 70 | — | |
Топливный жиклер экономайзера | 40 | — | 40 | — |
Распылитель ускорительного насоса | 35 | 40 | 35 | 40 |
Регулировка карбюратора Солекс 21083
Прочистка внутренних деталей карбюратора и правильная подборка изделий по диаметру отверстий жиклера еще не позволяет гарантировать стабильную работу двигателя. Настройка карбюратора является обязательной процедурой после выполнения любых видов работ, связанных с разборкой изделия. Процедура настройки карбюратора Солекс 21083 заключается в установлении оптимального уровня топлива в поплавковой камере, величины оборотов холостого хода и подкручивании винта регулировки качества смеси.
Уровень топлива в карбюраторе Солекс 21083
Для регулировки уровня топлива в поплавковой камере потребуется разборка карбюратора, поэтому эту процедуру желательно совместить с полной прочисткой жиклеров (можно не снимать устройство с впускного патрубка, а только демонтировать верхнюю часть изделия). Наполнение поплавковой камеры осуществляется в автоматическом режиме. Игольчатый клапан, перекрывающий топливное отверстие, механически связан с поплавком, который опускается при снижении уровня бензина. Чтобы в поплавковой камере всегда находился достаточный уровень топлива для обеспечения безостановочной работы двигателя, а также с целью исключить вероятность перелива, момент открытия клапана устанавливается регулировкой положения поплавка относительно корпуса верхней крышки карбюратора Солекс.
Для выполнения регулировочных работ потребуется подготовить следующие инструменты:
- Небольшой отрезок проволоки (диаметр 1 мм).
- Штангенциркуль.
- Линейку.
Если карбюратор не разобран, то следует снять верхнюю крышку изделия, предварительно открутив 5 винтов. Отделенную от основного корпуса часть следует уложить на ровную твердую поверхность поплавками вверх.
На следующем этапе устанавливается параллельность поплавков относительно бокового отпечатка на прокладке. Если линии расходятся, то следует аккуратно отогнуть полый элемент таким образом, чтобы по всей длине изделия было одинаковое расстояние между контрольной полосой и поплавком.
Установить зазор 1 мм между поплавками и верхней крышкой. Для этой цели необходимо подложить контрольную проволоку между полым изделием и прокладкой верхней крышки карбюратора. Если расстояние больше или меньше, то следует установить правильный интервал. Наиболее простым способом установки зазора является следующий метод:
- Выдвинуть глубиномер штангенциркуля на 34 мм.
- Установить глубиномер на прокладку верхней крышки карбюратора параллельно поплавку.
- Подогнуть рычажок или язычок, на который осуществляется упор игольчатого клапана таким образом, чтобы верхняя часть поплавка находилась на расстоянии 34 мм от верхней крышки карбюратора.
С помощью линейки следует также проверить максимальный подъем относительно верхней крышки (или опускание поплавка, когда эта деталь будет работать в обычном режиме). Для этой цели достаточно установить измерительный инструмент параллельно поплавку. Максимальное расстояние между поплавком и верхней крышкой должно быть равно 25 мм.
После выполнения регулировочных работ для одного поплавка, операция повторяется на втором элементе. Затем карбюратор собирается и проверяется работа этой детали. Если после правильной регулировки двигатель снова будет заливать топливом, то следует проверить работоспособность игольчатого клапана. Если этот элемент не перекрывает топливный жиклер, то его следует заменить.
Основные режимы работы карбюратора
Когда жиклеры карбюратора Ваз 2109 – 2108 будут заменены или очищены от загрязнений, потребуется отрегулировать режим холостого хода. Чтобы в камеру сгорания поступал воздух в необходимом количестве для приготовления топливной смеси, следует регулировкой винта заслонки установить зазор её открытия равный 2,5 мм (можно также использовать проволоку или сверло соответствующего диаметра, которые помещают между подвижным элементом и корпусом карбюратора).
Регулировка оборотов холостого хода Ваз 2108 или 2109 осуществляется следующим образом:
- Двигатель прогревается до температуры 90˚С.
- Полностью открывается заслонка подсоса топлива.
- Вращением винта «количества» устанавливается работа двигателя при частоте 750 – 800 об/мин (проверяется по тахометру).
Если установить обороты холостого хода в заданных пределах не удается, то следует обогатить или обеднить смесь с помощью винта «качества». Для выставления точных значений необходимо винтом «количества» увеличить обороты до 900 об/мин, и вворачиванием винта «качества» снизить этот показатель до 800 об/мин.
При выполнении работ по настройке карбюратора Солекс 21083 следует также проверить исправность ускорительного насоса, который подает дополнительную порцию топлива в карбюратор при резком открытии дроссельной заслонки. Также следует убедиться в свободном перемещении заслонки второй камеры, при полностью открытой первой задвижке. Только при правильной настройке этих элементов можно добиться стабильной работы карбюратора на холостых оборотах и отличных динамических показателей при ускорении автомобиля.
Источник