Роботизированная коробка передач что нельзя делать

6 ошибок водителя, способных «убить» роботизированную коробку

Современные роботизированные или пресе­лективные коробки передач весьма надёжны и понятны для водителя: две педали и рычаг, схожий с «автоматом». Чтобы начать движение, нужно нажать тормоз, перевести селектор в Drive и добавить газа. Но у эксплуатации «роботов» есть свои особен­ности, а у самих коробок с одним или двумя сцепле­ниями имеются слабые места, о которых важно знать. Рассказы­ваем о самых распро­странённых водитель­ских ошибках, которые могут навредить роботи­зированной трансмиссии и отправить машину в сервис раньше времени.

1. Старт с двух педалей

Да, электроника современных «роботов» понимает подобные команды и может разомкнуть сцепления в случае слишком высокой нагрузки, а у многих трансмиссий даже есть режим «лонч контроля» — специально для быстрого старта. Однако при этом авто­мобиль всё равно будет трогаться с высоких оборотов, с резким смыканием сцепления и ударными нагрузками, снижа­ющими ресурс. Обычно после нескольких таких стартов электроника просто переводит коробку в щадящий режим, чтобы охладить весь узел.

2. Резкие старты «газ в пол»

Коробки-«роботы», особенно те, что с двумя сцеплениями, позволяют трогаться быстро и радуют шустрой сменой передач, но не очень-то любят агрессивное вождение, так как проскаль­зывание дисков вызывает их сильный нагрев. Разумное для всех автомати­ческих трансмиссий правило плавного начала движения будет актуально и в этом случае. Иначе сцепления будут постоянно нагружаться, проскаль­зывать и пере­греваться, что ускорит их износ.

Если вы всё же не удержались от светофорных стартов, то постарайтесь следующие несколько минут избегать интен­сивных замедлений и ускорений, чтобы охладить коробку передач.

3. Езда с пробуксовкой или в «ползущем» режиме

Если для обычного «автомата» угрозу представляют пробуксовки на асфальте, вызыва­ющие резкие нагрузки, то «мозг» роботи­зиро­ванной трансмиссии может неверно понять пробуксовку на льду, когда скорость вращения колёс расходится со скоростью качения автомобиля.

При этом «роботам» не полезен и медленный, «ползущий» режим, характерный для пробок. При таком темпе движения управляющая электроника вынуждена допускать пробуксовку сцеплений. Поэтому в пробке лучше давать машине, которая находится впереди, проехать пять-семь метров, а затем плавно трогаться, набирая небольшую скорость.

4. Смена режимов езды на ходу и переключения в «нейтраль» для езды накатом

Стоит взять за правило выдерживать паузы, прежде чем переводить селектор в положения Drive (D), Parking (P) или Reverse (R). Роботи­зиро­ванные коробки довольно быстры во время движения, но переход из одного режима в другой может быть не столь шустрым.

Что касается режима «нейтраль» (N), то таким приёмом в «роботе» вы точно не сбережёте топливо, а обратное включе­ние в Drive в момент, когда машина двигается накатом, способно больно ударить по сцеплениям.

5. Штурм сурового бездорожья и попытки раскачать засевшую машину

На косогоре или в глубокой грязи — словом, там, где для медленной езды нужен большой крутящий момент, — электроника «робота» делает то же самое, что водитель на «механике»: допускает сильную пробуксовку сцеплений. Что вызывает их перегрев и интенсивный износ.

Читайте также:  Как переключать скорости на механической коробке передач мотоцикла

Также «робот» не любит раскачку вперёд-назад. А долгие попытки выехать внатяг скорее всего окончательно перегреют и покоробят сцепления. Если вы чувствуете, что застряли, лучше и безопаснее попросить помощи извне.

6. Резкие старты на непрогретой коробке

Да, «робот» не нуждается в особом прогреве зимой, как «автомат», однако лучше и ему давать немного времени, чтобы масло в коробке и в мехатронном блоке стало менее густым и хорошенько прокачалось по каналам. Заодно и масляный насос, который при низких температурах сам по себе испытывает большую нагрузку, за это время успеет выйти на рабочий режим.

О том, как устроены роботизированные коробки передач, чем они отличаются друг от друга, а также от традиционных «автоматов», и какие сюрпризы могут преподнести владельцу, мы рассказали в большой статье нашего Учебника.

Источник

Как правильно ездить на коробке робот: что нужно знать

Сегодня автомобили с роботизированной коробкой передач (РКПП, АМТ) составляют серьезную конкуренцию классическому гидромеханическому автомату АКПП и вариатору CVT по целому ряду причин. Прежде всего, коробка робот дешевле в производстве, также РКПП позволяет обеспечить высокую топливную экономичность, что особенно актуально с учетом жестких экологических норм и стандартов.

При этом на первый взгляд может показаться, что роботизированная трансмиссия не отличается от привычной АКПП, однако это не так. С учетом определенных особенностей и конструктивных отличий, необходимо знать, как пользоваться коробкой робот, чтобы добиться максимального комфорта при езде и продлить срок службы агрегата.

Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач

Прежде всего, роботизированная КПП фактически представляет собой МКПП, в которой управление сцеплением, а также выбор и включение/выключение передач осуществляется автоматически. Другими словами, коробка робот это все та же «механика», только передачи переключаются без участия водителя.

  • Как и на АКПП, имеется режим «N» (нейтраль). В этом режиме крутящий момент на колеса не передается. Указанный режим нужно включать при простое с заведенным двигателем, в том случае, если выполняется буксировка авто и т.д. Режим «R» (реверс) означает движение назад.
  • Также коробка робот имеет режимы А/М или Е/М, что является аналогом режима D (драйв) для движения вперед. Такое обозначение свойственно простым «однодисковым» РКПП, то есть коробка имеет только одно сцепление. При этом следует отметить, что роботизированные коробки передач с двойным сцеплением (например, DSG) имеют режим, обозначенный литерой D (драйв), как и на обычных АКПП.
  • Что касается режима М, это значит, что коробка переведена в режим ручного управления (аналогично Типтроник), а обозначения «+» и «-» указывают, куда нужно двигать селектор для повышения или понижения передачи. Еще добавим, что на коробках типа DSG управление ручным режимом может быть выполнено в виде отдельной кнопки на селекторе.

Эксплуатация роботизированной коробки передач: нюансы

Итак, если в автомобиле стоит роботизированная коробка автомат (робот), как пользоваться такой КПП, мы рассмотрим ниже. Казалось бы, данная коробка похожа на АКПП по принципу работы и не сильно отличается от аналога. Другими словами, нужно только перевести селектор в то или иное положение, после чего автомобиль начнет движение, причем дальнейшая езда будет похожа на машину с классической АКПП.

Читайте также:  Как посмотреть кпп обособленного подразделения

Сразу отметим, РКПП сильно отличается от автомата с гидротрансформатором. По этой причине нужно знать, как управлять коробкой робот, а также правильно эксплуатировать такую КПП.

  • Начнем с прогрева, то есть нужно ли прогревать коробку робот зимой. Как известно, для АКПП предварительный погрев обязателен, так как трансмиссионное масло (жидкость ATF) должно немного разжижиться. При этом для роботизированной коробки требования менее жесткие.

В любом случае, как для МКПП, так и для РКПП независимо от типа, общие правила похожи. Важно понимать, что за время простоя масло в коробке стекает и густеет при низких температурах. Это значит, что двигатель должен поработать определенное время на холостых, чтобы прогрелся сам ДВС, а также масло успело растечься по полостям коробки передач.

При этом, в отличие от АКПП, селектор в разные режимы переводить не нужно, то есть достаточно включить нейтраль N. Дальнейшее движение должно быть в щадящем режиме, без резких стартов, на невысокой скорости. Помните, масло в коробке греется намного дольше, чем в двигателе. Чтобы трансмиссионная жидкость полностью прогрелась и вышла на рабочие температуры, необходимо проехать, в среднем, около 10 км.

  • Езда на подъемах и спусках с коробкой робот также является моментом, который заслуживает отдельного внимания. Существует много моделей с РКПП (как правило, в бюджетном сегменте), которые не имеют системы помощи при старте на подъем.

Это означает, что трогаться на подъем с роботизированной коробкой нужно точно так же, как и на механике. Простыми словами, потребуется использовать ручник (стояночный тормоз). Сначала следует затянуть ручник, затем включается режим A, после этого водитель нажимает на педаль газа и параллельно снимает машину с ручника. Указанные действия позволяют тронуться в гору без отката.

Что касается спусков, в этом случае отпадает необходимость каких-либо дополнительных действий. Водитель просто переводит селектор в режим A или D, отключает стояночный тормоз и начинает движение. При езде под уклон будет проявляться эффект торможения двигателем.

  • Остановка на светофоре, движение в пробке и длительная стоянка. Сразу начнем с кратковременных остановок и пробок. Прежде всего, если стоянка короткая (около 30-60 сек.), например, на светофоре, нет необходимости переводить селектор из режима А или D в N. Однако более длительный простой все же потребует перехода на нейтраль.

Дело в том, что когда на роботе включен режим «драйв» и водитель останавливает автомобиль при помощи тормоза, сцепление остается выжатым. Становится понятно, что если машина находится в пробке или подолгу стоит на светофоре, нужно переключаться на «нейтралку», чтобы уберечь сцепление и продлить срок службы данного узла.

  • Дополнительные режимы коробки робот. Следует отметить, что роботизированная коробка также может иметь такие режимы как S (спортивный) или W (winter, зимний), причем последний часто обозначается в виде «снежинки».

Не вдаваясь в подробности, в зимнем режиме коробка передает крутящий момент на колеса «мягко», чтобы избежать пробуксовок на заснеженной дороге или на льду. Как правило, автомобиль в этом режиме трогается с места на второй передаче, а также плавно переходит на повышенные. В спорт режиме коробка робот переходит на повышенные передачи на высоких оборотах, что улучшает приемистость и разгонную динамику. При этом расход топлива также увеличивается.

Читайте также:  Сколько передач у коробки шевроле каптива

Еще добавим, что во время езды роботизированная коробка позволяет переключаться из автоматического режима в ручной и обратно. Это значит, что водитель может прямо на ходу повышать и понижать передачи. Однако получить полный контроль над работой КПП не получится, так как режим полуавтоматический.

Такая особенность является «защитой», так как понижение передач на две ступени вниз может привести к тому, что обороты двигателя «упрутся» в отсечку, момент переключения будет сопровождаться ударом, сильной нагрузкой на трансмиссию и т.д. Другим словами, включение той или иной передачи возможно только в том случае, если диапазон допустимых оборотов и скорость ТС, прописанные в ЭБУ, позволяют включить выбранную водителем передачу.

Советы и рекомендации

Как правило, водители, которые ранее эксплуатировали автомобили с классической АКПП, отмечают определенные особенности и отличия простых роботизированных коробок с одним сцеплением.

Данная коробка (однодисковый робот), может «затягивать» включение передач, отличается «задумчивостью» при понижении или повышении передачи и т.п. Также РКПП может работать не совсем корректно при резких нажатиях на акселератор и больше подходит для спокойной езды.

Также для РКПП характерны легкие толчки при переключении передач. Все дело в том, что толчок появляется в момент, когда сцепление «смыкается». Избежать таких толчков можно, интуитивно угадывая, когда электроника инициирует переключения, и немного сбрасывая газ перед таким переключением.

В случае с роботом, электроника попросту не «умеет» учитывать такой износ, что приводит к отклонению от запрограммированной точки схватывания, то есть происходит нарушение калибровки точно настроенных исполнительных механизмов. По этой причине один раз в 10-15 тыс. км необходимо выполнять инициализацию (обучение) коробки робот, так как игнорирование данного правила может привести к тому, что коробка падает в аварийный режим.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что среди всех роботизированных коробок оптимальным вариантом можно считать преселективный робот с двумя сцеплениями (например, DSG или аналоги).

Данные коробки передач лишены многих недостатков однодисковых РКПП, а также обеспечивают максимум комфорта и высокую топливную экономичность. Также следует отметить, что робот с двойным «мокрым» сцеплением при грамотном обслуживании и эксплуатации имеет больший срок службы по сравнению с аналогами

Напоследок отметим, что в случае с DSG и аналогами, особенно если ТС имеет систему помощи при старте на подъеме, особой разницы между АКПП и РКПП водитель не заметит. Основной рекомендацией в этом случае остается только необходимость переводить коробку из «драйва» в «нейтраль» при простоях больше 1-2 минут.

Коробка передач DSG (ДСГ): конструкция, принцип работы, отличительные особенности. Надежность, ресурс DSG, виды роботизированных коробок DSG, советы.

Коробка передач АМТ: устройство и работа роботизированной коробки передач, виды коробок-робот. Преимущества и недостатки роботизированной трансмиссии.

Устройство и принцип работы роботизированной КПП. Отличия роботизированных коробок передач от гидротрансформаторной АКПП и вариатора CVT.

Чем отличается «классическая» АКПП с гидротрансформатором от роботизированной коробки передач с одним сцеплением и преселективных роботов типа DSG.

Выбор самой дешевой машины с автоматом: новые и подержанные автомобили с АКПП, рейтинг, цены. Что нужно учитывать, различия автоматических трансмиссий.

Что такое КПП в автомобиле: назначение коробки передач, виды коробок передач, принцип работы, отличительные особенности трансмиссий.

Источник

Поделиться с друзьями
ОтветАвто