Разница 152 кпп от 154

Коробка передач КПП 154 для автомобиля КамАЗ

На грузовиках, произведенных в ПАО “КамАЗ”, используются различные модели коробок передач, которые отличаются по своему устройству и ключевым параметрам функционирования. КПП выполняют в автомобиле функцию передачи крутящего момента. В ходе работы механизма изменяются такие показатели, как величина и направление крутящего момента. Также происходит отсоединение силового агрегата от трансмиссии и отбор мощности для привода.

Современные автомобили КамАЗ имеют в своем оснащении обновленные версии механизмов, которые рассчитаны для двигателей с крутящим моментом в 1100 Нм. КПП 154 на автомобилях КАМАЗ представляют собой улучшенную версию механизмов, которые обладают повышенной износоустойчивостью, улучшенным управлением и мощностью.

Как устроена трансмиссия

Коробка 154 для автомобилей КамАЗ состоит из основной коробки с пятью ступенями и делителя с двумя ступенями (мультипликатор). Если рассматривать по отдельным составляющим механизмам, она будет состоять из следующих элементов: ведущий, промежуточный и ведомый вал; передача с шестернями; несколько синхронизаторов; муфта; картеры; привод.

Составляющие артикул комплектации 154.1700056
Вилка сцепления, картер сцепления: 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10
Крышка первичного вала: 14.1701039-50
Вилка выключения сцепления: 19.1601203-10
Вал вилки: 19.1601215
Рычаг вала вилки: 19.1601217-20
Обозначение кп без делителя: 154.1700150
Опора рычага переключения передач: 530-1702200
Фланец: 154.1701240
Делитель: 154.1770010-10
Первичный вал делителя: 154.1700044
Первичный вал кп: 154.1701027
Промежуточный вал кп: 154.1701048
Крышка подшипника вторичного вала: 154.1701201

Схемы КПП для автомобилей различных модификаций 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605:

  • Вариант при разгоне автомобиля выглядит так 1В-2В-ЗВ-4Н-4В-5Н-5В.
  • При движении по пересечённой местности и в случае передвижения по участкам с плохой проходимостью схема коробки передач 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.

Изменение передачи производится водителем только при отключении сцепления. Передача изменяется за счёт изменения положения рычага (возможно перемещение в позицию B или H).

Переключатель делителя размещен в левой части картера. Привод состоит из нескольких элементов: опорный механизм для рычага, уплотнительные кольца, реактивная тяга, ось с рычагом, изолятор.

Принцип работы КПП 154

При включении прямой передачи в механизме муфта с зубьями сразу обеспечивает соединение ведущих валов и устройства, преобразующего крутящий момент. В этом случае происходит перенаправление крутящего момента с сохранением его величины от силовой установки к КПП. Когда задействуется рычаг повышения передачи, осуществляется постановка зубьев на ведущий вал делителя при помощи синхронизаторов. Проходя через колёса, уменьшается крутящий момент, что приводит к увеличению количества оборотов. Представленный принцип работы повышает КПД работы автомобиля, способствует увеличению скорости грузовика и позволяет экономить топливо за счёт снижения его расхода.

Отличие КПП 154 от КПП 152

Модель КПП 154 представляет собой обновление модели 152. Среди ключевых положительных моментов новой трансмиссии выделяют:

  • Усиленный тип синхронизаторов.
  • Улучшенные механизмы фиксации шестерен.
  • Мультипликатор имеет более удобное управление.

Пневматическая система автомобиля КАМАЗ считается сложным устройством, для работы с которым требуется специально обученный человек. Ключевым отличительным элементом коробки передач 152 от новой версии служит применение в опорах валов подшипников конусовидной формы.

Технические характеристики

Среди основных ТТХ КПП 154 выделяют:

  • Механический тип, 3-ходовый, с 10 ступенями.
  • Установлен картер 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10.
  • Основные номера передач с их числами следующие: 1Н — 7,82; 1В — 6,38; 2Н — 4,03; 2В — 3,29; 3Н — 2,5; 3В — 2,04; 4Н — 1,53; 4В — 1,25; 5Н -1; 5В — 0,815; 3ХН — 7,38; 3ХВ — 6,02.

Обслуживание и ремонт

Чаще всего неисправности в грузовиках КАМАЗ возникают при изнашивании шестерёнок и подшипников, расположенных в КПП. За счёт активного движения и постоянного механического воздействия детали быстро перетираются и изнашиваются. При таком повреждении понадобится комплексная замена батарей, поскольку их ремонт не осуществить.

Основные признаки, указывающие на плохую работу КПП 154:

  • Отключение передачи без видимых причин.
  • Повышенный уровень шума и характерный стук при эксплуатации.
  • Трудности при запуске механизма.
  • Фиксация механизма в одной позиции без возможности его переключения.

Для ремонта коробки передач с делителем следует выполнить представленную ниже последовательность действий:

  1. Следует разобрать устройство.
  2. Провести осмотр для обнаружения дефектов.
  3. Заменить детали, пришедшие в негодность, отрегулировать параметры функционирования систем.
  4. Произвести замену масла в трансмиссии.
  5. В противоположной последовательности выполнить сборку.
  6. Выполнить тест-драйв для проверки исправности функционирования автомобиля.

При выполнении ремонта необходимо отрегулировать расстояние между крышкой с торца и механизмом ограничения хода, расположенным у клапана запуска делителя; настроить ход переключающего устройства и откорректировать его привод управления.

Для снятия стоит воспользоваться представленной ниже инструкцией:

  1. Слейте остатки обработанной жидкости из картера.
  2. Прочистите магнитный элемент в пробке.
  3. Опустите запаску.
  4. Отключите провод, отвечающий за работку лампочки контроля; трубки вентиляции; кронштейны, на которых крепится глушитель.
  5. Открутите гайки, фиксирующие фланцы.
  6. Ослабьте тройники хомута.
  7. Демонтируйте пневматический усилитель сцепления, а после этого отсоедините карданный вал.
  8. Снимите болты, фиксирующие стартер.
  9. Отодвиньте КП назад, спустите её на тележку, аккуратно уберите из-под автомобиля.
Читайте также:  Автоматическая коробка передач на руле

Процесс ремонта состоит из нескольких основных моментов:

  1. Снятие воздушного переключателя и крепежных болтов.
  2. Извлечение валика.
  3. Отсоединение вилки, отвечающей за изменение скорости.
  4. Снятие синхронизатора.
  5. Снятие вала и вилки сцепления.
  6. На поверхности крышки у заднего подшипника производится снятие фиксирующих элементов, а затем снятие крышки.
  7. Со стакана подшипника выполняется снятие шайбы, а затем разборка основных элементов.
  8. Удаление вала и самого подшипника из основной части делителя.
  9. Крепление в тисках лицевой части ведущего вала.
  10. Снятие стяжной и маслонагнетательной гаек.
  11. Демонтаж роликоподшипника, втулки и шестерёнок.

После этого проводится ремонт и замена элементов, затем собирается делитель. В противоположной последовательности производится сборка механизма. После завершения выполняется поверка автомобиля, которая проводится в режиме с нагрузкой и без нагрузки.

Как обслуживать КПП 154

Для обслуживания проводят регулирование привода переключения скорости, корректировку просвета в клапане активации делителя, периодическую замену масла.

  1. Изначально производится корректировка расстояния между торцом крышки и ограничителем хода. Для этого проверяют регулирование привода отключения сцепления, в случае необходимости его регулируют. Откручивают крепёжные гайки упора штока клапана. Контур четвертого привода подключается к прибору для измерения давления (в норме показатели давления повышают до 7-7,5 кгс/см). Полностью выжимают сцепление, упор штока должен соприкасаться с ограничителем. Образовавшийся зазор должен составлять от 0,2 до 0,3 мм, в таком положении он фиксируется. Шток с крышкой накрываются резиновым предохранителем.
  2. Этап проверки масла заключается в откручивании пробки и установке указателя в заливное отверстие до упора. Закручивать пробку не нужно.
  3. Процесс смены масла в грузовике КАМАЗ осуществляется не менее одного раза в год. Это правило работает в том случае, когда автомобиль проходит за год расстояние не более 90 тысяч километров. При работе в тяжёлых условиях с повышенной нагрузкой частота смены масла увеличивается. На этапе замены разогретое масло удаляется через специальные сливные отверстия. Пробки откручиваются, а магниты очищаются от загрязнений. Происходит чистка картера новым маслом, затем оно заливается в КПП 154. Двигатель при этом работает на нейтральной передаче 10 минут. После этого закручиваются пробки, а внутрь заливается смазка ТСп-1.5К. В заключительном этапе проводят проверку уровня жидкости. Если жидкости недостаточно, её доливают до отметки. Масло необходимо поддерживать в подогретом состоянии, поскольку это снижает его вязкость.

В чём разница между 154, 152 и 15 КПП КАМАЗ

Основное отличие заключается в опоре механизма, располагающейся в верхней части. Для КПП 154 используется переключатель делителя МПДП-1771010А. Новая модель коробки передач имеется в формате 154.1700051 и 154.1700056, которые отличаются по рычагам активации сцепления. В первом случае устанавливается прямой рычаг 19.1601217-10, а во втором случае используется изогнутый вариант 19.1601217-20. Выпускаются модели старого образца (15.1771010, 15.1771010-10 и 15.1771010-20), имеющие существенные визуальные отличия. Детали старого образца используются только в КПП 152.

Отличия КПП 15 от КПП 152 заключаются в следующем:

  • В новой модификации применяется упрощённая система управления делителем.
  • Увеличена высота зубьев для усиления шлицев.
  • Более простая пневмосистема, используемая для управления делителем. Она изготовлена из пластмассовых воздухопроводов.
  • Отсутствие шпона в креплении шестерёнок и промежуточного вала.
  • Исправлена ошибка, приводящая к автоматическому выключению 4 и 5 передач.
  • Использование более прочного подшипника в новой модели.
  • В новой версии производители увеличили зубчатый венец шестерни четвёртой передачи.
  • Разработчики удалили замковый механизм в шлицевом соединении вала с кареткой синхронизаторов на четвертой и пятой передаче.

Цена новой КПП модели 154 от завода ПАО КАМАЗ составляет 276 тысяч рублей, рекомендуется приобретаться у официальных дилеров или проверенных продавцов. Есть варианты от Ремзаводов, стоимость около 150 тысяч и капитально отремонтированные в районе 100-120 тысяч рублей. Все варианты есть у нас в каталоге, можете приобрести у нас.

Источник

Коробка переключения передач КамАЗ 152 / КПП-152

Коробка переключения передач модели 152 применяется на грузовую технику КАМАЗ с 2000 годов. Данный узел зарекомендовал себя надёжностью и ремонтопригодностью, поэтому выпускается в разных модификациях по настоящее время. Трансмиссия состоит из пятиступенчатой коробки передач и переднего редуктора-делителя с двумя ступенями.

КПП-152 является улучшенной версией 15-ой модели. Модернизация подразумевала усиление предыдущей версии коробки по нескольким направлениям.

Коробка обладает десятью передачами, в его состав входит делитель, а все переключения осуществляются механическим способом. В качестве улучшения был усилен первичный вал и механизм переключения. Эти детали стали более устойчивыми к механическому воздействию. Для увеличения моторесурса трансмиссии на 20% был усовершенствован замок шлицевого соединения каретки синхронизатора. Таким образом, модель является заметно более надежной, чем 15-ая версия.

Обновленная трансмиссия устанавливается на грузовые автомобили следующих моделей: КамАЗ 55111, 53215, 54115, 65115, в том числе на транспортные средства с полным приводом. В комплект поставки КПП входит специальное навесное оборудование для управления передачми, дополнительно укомплектовывается сцеплением. Благодаря повышенной надежности и устойчивости к нагрузке модель 152 устанавливается на тягачи, используемые в качестве движущего элемента автопоездов.

Наличие делителя и пятиступенчатой коробки в системе позволяет обеспечить полноценные 10 передач. Они разделяются на высшие и низшие. Подобный вариант организации системы является наиболее оптимальным с точки зрения эффективности и экономности.

Читайте также:  Масло для кпп chevrolet cruze

Установка делителя позволяет значительно улучшить тяговые и экономические показатели автомобиля, к тому же устройство оказывает положительное воздействие на управляемость авто, а у водителя будет реже возникать необходимость переключения скоростей при помощи соответствующего рычага.

При создании 152-ой модели трансмиссии основная цель инженеров заключалась в усилении 15-ой модели коробки, чтобы она была способна выдерживать больший уровень нагрузок и механического износа. Первым решением стало увеличение размеров зубьев в шестернях, что позволило им справляться с более высокими механическими нагрузками. При этом была решена проблема выключения 4 и 5 передачи, для чего был разработан и установлен специальный замковый механизм, реализованный за счет пересечения зубьев. Некоторые компоненты системы были удалены, чтобы она стала технически проще, что также положительно отразилось на общем уровне надежности устройства.

Технические характеристики и данные

Подшипники валов

При рассмотрении этого компонента нужно указать, что в зависимости от места использования подшипника в валах изменяется его тип. В первичном вале делителя используются шаровые подшипники, в задней опоре вала делителя – роликовые с отсутствующим внутренним кольцом. Аналогичная ситуация с опорой первичного вала КП.

Если рассматривается вторичный вал, то спереди установлен роликовый подшипник, а сзади шариковый. Промежуточный вал спереди опирается на роликовый подшипник, а сзади на двухрядный сферический. Подобные отличия в используемых подшипниках объясняются техническими особенностями агрегатов, а также необходимостью обеспечения лучших эксплуатационных характеристик. При подобной конфигурации система достигает наибольшей устойчивости и надежности.

Синхронизаторы

В трансмиссии 152 используются инерционные синхронизаторы с установленными латунными конусными кольцами. Все шестерни, кроме тех, что используются для работы первой передачи и заднего хода, обладают косыми зубьями постоянного зацепления.

В ходе функционирования возникает серьезное трение, которое может быстро вывести устройство из строя. Для предотвращения подобной проблемы используется комбинированная система смазывания. Каждый компонент смазывается при помощи разбрызгивателя, к тому же, установлен специальный нагнетающий насос, который обеспечивает приток масла для подшипников коробки передач и делителя. Это позволяет минимизировать трение и ущерб для коробки.

Управление

Управление коробкой передач осуществляется механическим способом. Переключение основной коробки осуществляется благодаря дистанционному приводу. Механизм может быть с прямым выходом или боковым.

Рассмотрим передаточные числа трансмиссии:

  • 1Н — 7,82
  • 1В — 4,03
  • 2Н — 2,5
  • 2В — 1,53
  • 3Н — 1
  • 3В — 7,38
  • 4Н — 1,53
  • 4В — 1,25
  • 5Н — 1
  • 5В — 0,815
  • 3ХН — 7,38
  • 3ХВ — 6,02

Конструктивные особенности КПП-152

После внедрения новых инженерных решений в 152 коробку ее компоненты перестали подходить для ремонта 15-й коробки. В Интернете довольно часто встречается мнение, что трансмиссию 15-ой модели можно починить при помощи компонентов 152-ой. Подобная позиция аргументируется тем, что главное отличие систем заключается в размерах синхронизаторов и глубине шлицов, однако это не является правдой. Важная особенность заключается в том, что парные механизмы должны обладать всеми идентичными деталями. Из-за этого крайне не рекомендуется ремонтировать 15-ую КПП деталями 152.

Промежуточный вал и его компоненты из трансмиссии модели 152 не могут быть установлены вместо аналогичных деталей трансмиссии модели 15.

Подобные конструкционные отличия выдвигают большие требования к внимательности мастера, который должен строго следить за маркировкой деталей для двух данных моделей трансмиссии.

С точки зрения технического устройства 152-ая коробка больше всего совпадает с 142-й моделью. Отличия заключаются в мелких деталях, которые пришлось изменить для успешного использования делителя передач:

  1. Изменение технического устройства первичного вала и заднего подшипника.
  2. Замена передних опорных элементов первичного вала.
  3. Смена закрепляющих компонентов.
  4. Функция отражения масла возложена на распорную втулку. Она заменила кольцо нагнетания масла.
  5. Появились дополнительные отверстия между ваннами с маслом в картере.
  6. Для регулирования осевого хода используются две стальные прокладки. Их толщина составляет 0,2 и 0,3 мм соответственно.

Делитель передач

Трансмиссия 152 использует механический делитель, в состав которого входит одна пара шестерен. Она управляется пневматической системой контроля.

Для регулирования осевого хода ведущего вала используется набор из металлических прокладок, толщина которых составляет 0,2 и 0,3 мм соответственно. Они находятся в зоне между задней крышкой и внешней обоймой шарикового подшипника. Для предотвращения произвольного выключения передач в делителе установлен замок, состоящий из зубьев крайних и средних венцов. На шлицах дополнительно устанавливается подвижный пальчиковый синхронизатор инерционного типа.

Отличия между 152, 15 и 154 трансмиссией КамАЗа

В первую очередь следует обратить внимание на опору блока, управляющей переключением трансмиссии. По его маркировке можно легко определить, какая коробка установлена в конкретном транспортном средстве. Со временем можно начать замечать конструкционные отличия этих компонентов.

Сейчас можно встретить большое количество транспортных грузовых средств с механизмами переключения 15-ой серии, которые почти полностью сняты с производства из-за устаревания. Серьезное отличие в их устройстве от новых моделей заключается в трубках, соединяющих клапана и распределитель воздуха.

Список наиболее значимых различий КПП 152-ой и 15-ой серии:

1) Размер зубцов. В 152-ой серии они заметно больше, что позволило существенно повысить прочность механизма.

2) Пневматическая система управления стала значительно проще. Инженерная схема претерпела изменения, в нее были внедрены новые пластиковые воздуховоды, подключенные к крану управления. Вместе с этим убрали лишние воздуховоды и коробку, фиксирующую их.

Читайте также:  Коробка передач dct6 что значит

3) Для повышения несущей характеристики 4-й передачи был увеличен диаметр венца ее шестеренки.

Комплектность КПП КамАЗ 152

Если рассматривать составные части 152-ой трансмиссии, то можно выделить следующие компоненты: сцепление и система управления сцеплением, три вала (ведущий, промежуточный и ведомый), картеры, опоры, делитель, первичный вал делителя, различные виды креплений, прокладки, шайбы, болты и подшипники различных вариаций. Благодаря всем этим компонентам обеспечивается полноценное функционирование системы.

Особенности технического обслуживания КПП 152

Любое устройство и оборудование требует проведения периодического технического осмотра, в ходе которого будет определяться состояние отдельных узлов и систем. Коробка передач 152 не является исключением.

Ниже представлен перечень наиболее частых работ по техническому обслуживанию этой модели:

  1. Первичный осмотр и проверка исправности троса управления делителем. В случае обнаружение неисправностей – их ликвидация.
  2. Визуальный осмотр, направленный на обнаружение подтеков масла через установленные уплотнительные прокладки и манжету ведомого вала.
  3. Регулирование положения затвора между ограничителем хода и упором.
  4. Смазочные работы в области передней и промежуточной тяги дистанционного привода управления КПП.
  5. Проведение очистки сапуна от грязи.
  6. Проверка состояния картера коробки передач и уровня масла в нем.
  7. Замена смазочного материала в картере.
  8. Смазка тросов.

Процедура проверки уровня масла в картере является обязательной, при этом алгоритм ее выполнения крайне прост. Необходимо вытащить пробку масло заливной горловины, очистить шкалу с указателями, после чего вставить пробку обратно. После этого можно будет сделать вывод о существующем уровне масла. Требуется регулярно проверять уровень масла, чтобы не допустить перегрева коробки.

Особенности замены масла в коробке передач

Процедура замены масла в трансмиссии проводится по истечению определенных периодов времени, указанных в техническом паспорте. При повышенной нагрузке на транспортное средство или его эксплуатацию в неблагоприятных условиях необходимо проводить замену масла чаще.

Перед заменой масла требуется предварительное прогревание транспортного средства. После этого при помощи специальных сливных клапанов сливается горячее масло, проводится очистка всех клапанов. При необходимости они могут быть заменены на новые. Далее в картер заливается моторное масло, которое должно очистить систему. Для наибольшего эффекта необходимо включить двигатель, чтобы он прогнал масло в коробке. Процедура промывания занимает десять минут. После этого сливается моторное масло и заливается основная смазка. В конце всей процедуры важно проверить уровень смазочного материала. С этой целью требуется вновь завести транспортное средство и в нейтральном положении коробки дать проработать 5 минут. Затем проверяется имеющийся уровень жидкости, при необходимости доливается еще.

Возможные неисправности

Наиболее распространенные поломки 152-ой трансмиссии и способы их ремонта:

  • Появление скрежета при переключении передач, включение 1-ой или задней скорости требует значительных усилий. Причиной подобной проблемы является неполное отключение сцепления, из-за чего появляются дополнительные помехи. Решение проблемы подразумевает воздействие на муфту, чтобы она начала двигаться свободно.
  • Переключение всех скоростей требует значительных усилий. В большинстве случаев проблему вызывает большое количество грязи и загустевшего масла на приводе управления. Для решения проблемы следует промыть эти компоненты с помощью специального очистителя и впоследствии нанести новую смазку.
  • Посторонний шум и скрежет в делителе. В большинстве случаев проблема формируется из-за превышения значения давления в системе. Для ее решения потребуется настроить работу редукционного клапана.
  • Разрыв мембраны редукционного клапана. Причина – выработка ресурса конусными кольцами. Потребуется замена фрагмента.
  • Вилки переключения вышли из строя. Следует проверить воздушные каналы выброса отработанного воздуха. Для восстановления работы механизма потребуется разобрать его и тщательно прочистить, после чего смазать очищенные поверхности.
  • Передачи произвольно переключаются в ходе езды. Это свидетельствует о поломке фиксаторов или вилок переключения. Следует заменить эти компоненты и проверить насколько затянуты крепления.
  • Передачи перестали включаться. Причиной является сильный износ запчастей привода. Потребуется замена всех сломанных компонентов.
  • Износ латунных колец. Имеется два варианта решения: проверить регулировку упора клапана включения и заменить синхронизатор.

Особого внимания заслуживают следующие две проблемы:

1) Сильный шум во время работы трансмиссии.

Существует несколько причин подобной поломки:

  • Сильный износ деталей. Потребуется замена подшипников, шестерней или других компонентов системы.
  • Утечка масла из коробки. Необходимо заменить прокладку и залить масло.
  • Потеря эластичности сальниками. Замена сальников.
  • Повышенное давление в картере коробки. Необходимо прочистить сапун.
  • Уплотняющие поверхности разгерметизировались. Потребуется проверка состояния элементов крепления.

2) Проблемы с включением передач в делителе;

Наиболее распространенные причины и способы ремонта:

  • Поршни распределителя воздуха загрязнились, из-за чего стали заедать при движении. Необходимо очистить устройство.
  • Упор клапана сместился. Вернуть в исходное положение.
  • Поломка упора клапана. Замена компонента.
  • Пневматическая система управления делителем загрязнилась. Проводится специальная очистка системы.

→ Очень важно своевременно обнаружить все вышеуказанные поломки, прежде чем они успеют нанести значительный ущерб другим системам транспортного средства.

Где можно купить

Вы можете заказать любую модификацию коробки передач модели 152 на нашем сайте. В каталоге представлены варианты трансмиссий с делителем и без делителя, а также под однодисковое и двухдисковое сцепление. Ознакомиться со всеми доступными позициями можно в соответствующем разделе.

Источник

Поделиться с друзьями
ОтветАвто