Квадроцикл с коробкой передач вариатор

Как устроен вариатор квадроцикла

Снегоходы за 200 тысяч рублей – что выбрать

Скажем НЕТ подорожанию техники!

Вариаторная трансмиссия — самая распространенная на квадроциклах. Именно такую и ставят на большинство моделей: и на туристические, и на рабочие, и на спортивные.

Мы расскажем, как устроены и как работают такие КПП, чем они хороши, и как их обслуживать.

Устройство и принцип работы

Существует несколько видов вариаторов. Мы расскажем про самый распространенный — центробежный.

Он состоит из следующих частей:

  1. Ведущий шкив. Состоит из двух щек (дисков), между которыми образуется желоб. Щеки между собой соединены втулкой. Одна щека установлена на втулке неподвижно (не смещается вперед-назад), и имеет крыльчатку, для охлаждения ремня. Вторая щека может смещатсья вперед-назад на втулке — ближе-дальше ко второй щеке. Ведущий шкив соединен с коленвалом двигателя, и именно ему и передается вращение.
  2. Ведомый шкив. Тоже состоит из двух дисков, между которыми образуется желоб. Между щеками установлена пружина, которая прижимает их друг к другу, если квадроцикл стоит на месте. Ширина желоба при этом минимальная.
  3. Клиновидный ремень, в разрезе имеет форму трапеции, в желоба шкивов входит нижней (более узкой) частью. За счет этого при изменении ширины желобов ремень может смещаться вверх-вниз по желобу.

Когда квадроцикл стоит на месте, расстояние между щеками ведущего шкива максимальное, а между щеками ведомого шкива — минимальное. Получается, что в желоб первого шкива ремень утоплен максимально, а в желоб второго — наоборот.

Когда двигатель набирает обороты, подвижная щека ведущего шкива за счет центробежной силы начинает прижиматься ко второй. Ширина желоба между ними уменьшается, и ремень выталкивается вверх, на больший радиус. Чем больше оборотов двигателя — тем больше щеки прижимаются друг к другу, тем меньше желоб между ними, и тем больше радиус, по которому ходит ремень.

С ведомым шкивом наоборот: при наращивании оборотов центробежная сила разжимает пружину, отталкивая одну щеку от другой. Ширина желоба между ними увеличивается, и ремень «погружается» в него глубже. Чем больше оборотов — тем меньше радиус, по которому ходит ремень.

Если хоршо разбираться в устройстве вариатора, можно даже изменять скоростные характеристики квадроцикла: какую скорость он сможет развивать максимально, как быстро будет разгоняться. Для «регулировки» необходимо заменить (или растянуть, или подрезать) пружину на ведомом шкиве, и заменить стандартные ролики из ведущего шкива на более тяжелые.

Плюсы и минусы вариатора по сравнению с МКПП и АКПП

  • обслуживать вариатор дешевле и проще, чем АКПП;
  • поскольку техники с вариатором много, на нее легко найти детали;
  • вариатор надежнее, чем «автомат» (за счет более простого устройства);
  • вариатор проще в использовании, чем МКПП, к нему легко и быстро привыкаешь.
Читайте также:  Как снимается коробка передач на газели

Из минусов: на МКПП можно точнее выбирать передачу под ситуацию (скорость, поверхность, нагрузку на квадроцикл, уклон).

Источник

Как переключать передачи на квадроцикле

Любая колесная техника — от велосипеда и до многотонной фуры — имеет в своем устройстве трансмиссию: систему, передающую вращение от двигателя к колесам. Работой трансмиссии — а значит, и скоростью езды — можно управлять, переключая передачи.

В каждом виде транспорта переключение передач организовано по-разному. В статье ниже мы расскажем, как именно нужно переключать передачи на квадроциклах, и какие КПП встречаются на такой технике.

Виды КПП на квадроциклы и список передач в них

Коробки передач у квадроциклов могут быть двух видов:

  1. Механические. Аналогичны КПП у мотоциклов. Ставятся в основном на гоночные модели, но в последние годы начинают встречаться и на утилитарных квадроциклах. Имеют ножное сцепление или сцепление с рычагом на руле (в большинстве случаев именно такое), и ножной рычаг переключения передач. МКПП имеет обычно 4 «передних» передачи, нейтралку и задний ход.
  2. Вариаторные. Имеют повышенную и пониженную (L и H) передние передачи, нейтралку, задний ход и парковочный тормоз. У некоторых квадроциклов (самых дешевых и маломощных) передняя передача может быть только одна. Выжимать сцепление для переключения не нужно.

Редко и в основном в старых моделях, но можно встретить и другие вариации. Например — «автомат» с возможностью ручного переключения передач.

Квадроциклами с МКПП управлять чуть сложнее (по крайней мере поначалу, пока не выработается привычка), но зато можно точнее выбирать подходящий режим. И наоборот: вариаторные «коробки» намного проще в эксплуатации, их легко освоить новичку, который впервые садится за руль квадроцикла. Но зато при активной езде по маршруту с переменной сложностью ехать на вариаторе будет чуть менее удобно.

Например: вы едете по ровной укатанной грунтовке на H, и видите впереди большой участок раскисшей дороги с глубокой грязью (или крутой подъем, или кочки, или камни). Придется полностью останавливаться и переключаться на L, проезжать грязь, а выехав обратно на сухую дорогу — снова полностью останавливаться, и переключаться обратно на H.

Переключение передач на МКПП квадроцикла

У квадроциклов с МКПП для переключения передач есть ножной рычаг слева, как у мотоциклов, и ручной рычаг сцепления на руле слева.

Устройство ножного рычага может быть двух видов:

  1. Один рычаг. Переключение передач осуществляется носком ноги, нажатием на рычаг сверху вниз (передачи от 1 и выше) или снизу вверх — от большей передачи к меньшей.
  2. Два рычага. Переключение передач осуществляется пяткой и носком левой стопы. Задний рычаг переключает передачи вверх, передний рычаг — вниз.

Само переключение выполняется так же, как и на мотоциклах:

  1. Заводим квадроцикл (при этом всегда включена нейтральная или парковочная передача).
  2. Полностью выжимаем сцепление.
  3. Ногой нажимаем на рычаг переключения передач, выбрав первую скорость.
  4. Слегка придавливаем курок газа и одновременно плавно отпускаем рычаг сцепления. При обучении на любом виде транспорта с МКПП (легковой автомобиль, мотоцикл, грузовик) этот пункт — самый сложный, и его можно только наработать практикой, уловив баланс в работе со сцеплением и газом. Если у вас есть опыт езды на любом транспорте с МКПП — на квадроцикле с такой коробкой освоитесь быстро.
  5. Полностью отпустив сцепление, двигаемся только с помощью газа, прибавляя или убавляя его (и по необходимости притормаживая ножным или ручным тормозом).
  6. Набрав скорость — снова выжимаем сцепление, и ногой включаем следующую передачу.
  7. Жмем курок газа и плавно отпускаем сцепление.
  8. Повторяем пункты 6−7 для дальнейшего повышения передач.
  9. Если передачу нужно снизить — действуем в том же порядке: выжимаем сцепление, и жмем ногой рычаг КПП для уменьшения передачи.
Читайте также:  Детали крышки кпп уаз 452

Когда именно переключать скорости вверх и вниз — определяется по тахометру, скорости движения, сложности дороги, весу взятого груза и характеристикам самого квадроцикла (мощность, вес).

Переключение передач на вариаторе

Вариаторные КПП у квадроциклов встречаются намного чаще. Сцепление в них выжимать не нужно, а «режим» езды вперед выбирается из двух (чаще всего) вариантов: на повышенной (подходит для езды по несложному маршруту) или на пониженной (для сложных участков, крутых подъемов и буксировки) передачах.

Важное отличие от езды на МКПП: переключение между L и H осуществляется только при полной остановке квадроцикла, с выжатым тормозом. Для выбора режима надо передвинуть ручку в нужное положение. Переключаться между L и H на ходу — нельзя.

Остальные передачи — парковочная, нейтральная и задний ход — естественно, тоже включаются при стоящем на месте квадроцикле.

Источник

Как переключать передачи на квадроцикле

Передачи — это режимы работы трансмиссии, которые позволяют адаптировать квадроцикл к разным задачам и дорожным условиям. При переключениях повышается тяга или максимальная скорость.

В статье мы расскажем, как правильно переключать передачи на квадроциклах с разными типами трансмиссии, чтобы ничего не сломать и уверенно преодолевать любые маршруты.

Как переключать передачи на квадроцикле с вариатором

Вариаторная трансмиссия – самая популярная среди полноприводных утилитарных квадроциклов.

Вариатор состоит из двух шкивов. Между ними натянут ремень, который вращается по большему или меньшему радиусу при изменении оборотов двигателя. Это обеспечивает плавное изменение передаточного отношения. По сути, происходит то же самое, что и при перемещении шестерней в механической КПП.

Принцип работы вариатора

Вариатор совмещен с коробкой передач. Рычаг переключений может быть в пяти разных положениях:

L – понижающая передача;
H – повышающая передача;
N – нейтраль;
P – парковочная блокировка;
R – задний ход.

Рычаг переключения передач на квадроцикле с вариатором

Понижающая передача позволяет квадроциклу легче и без вреда для вариатора забраться на крутой склон, преодолеть бездорожье или перевезти груз. На повышающей передаче техника может развить максимальную скорость. Использовать ее рекомендуется для движения быстрее 10 км/ч.

Обычного сцепления на квадроцикле с вариатором нет. Вместо него – центробежное автоматическое. Поэтому перед каждым переключением обязательно полностью остановиться, выжать тормоз и снизить обороты двигателя до холостых.

Читайте также:  Замена кпп на иномарках

Пошаговая инструкция по переключению передач на квадроцикле с вариатором

  • Убеждаемся, что квадроцикл на передаче P или N;
  • выжимаем педаль тормоза;
  • заводим двигатель;
  • включаем передачу H или L;
  • отпускаем педаль тормоза;
  • плавно нажимаем на рычаг газа, чтобы поехать.

Чтобы остановиться, достаточно просто убрать палец с курка газа – квадроцикл быстро замедлится и будет стоять даже в положение H или L, пока водитель снова не добавит оборотов двигателя.

Для продолжительной остановки лучше включить нейтраль. Чтобы техника никуда не укатилась, можно поставить ручной тормоз или передачу P.

Как переключать передачи на квадроцикле с механической КПП

Механическая КПП обычно используется на малокубатурных заднеприводных квадроциклах. Конструктивно она похожа на трансмиссию скоростного велосипеда, только вместо звездочек здесь шестерни. Они соединяются в разных сочетаниях в зависимости от выбранной передачи.

Чтобы ничего не сломать при переключении передач, есть сцепление. Этот механизм отсоединяет трансмиссию от двигателя и позволяет шестерням замкнуться без нагрузки. Для управления сцеплением есть отдельный рычаг на руле.

На квадроцикле с МКПП передачи переключаются рычагом, расположенным у левой подножки. Как именно – зависит от конкретной модели. Популярные варианты:

  • для малокубатурной техники – R-N-1-2-3-4;
  • для мощной спортивной техники – R-1-N-2-3-4-5.

N – это нейтральная передача, на которой техника никуда не поедет. R – это задний ход.

Так выглядит конструкция МКПП квадроцикла

Пошаговая инструкция по переключению передач на квадроцикле с МКПП

  • Убеждаемся, что включена нейтраль;
  • заводим двигатель;
  • полностью выжимаем сцепление;
  • включаем первую скорость;
  • плавно отпускаем сцепление и добавляем немного газа;
  • когда квадроцикл тронулся, полностью отпускаем сцепление, регулируем скорость нажатием на газ;
  • для перехода на более высокие передачи отпускаем газ и полностью выжимаем сцепление;
  • перед переключением вниз заранее снижаем скорость.

Рычаги переключения передач на квадроцикле с МКПП

Как правильно пользоваться сцеплением

В чем сложность. Новичку бывает тяжело тронуться с места. Если слишком быстро отпустить сцепление или добавить недостаточно оборотов, двигатель заглохнет. Если дать слишком много газа и бросить сцепление, техника тронется с рывком и может даже выпрыгнуть из-под райдера.

Что делать. Поначалу можно попробовать тронуться вообще без газа – просто плавно и медленно отпускать сцепление. Это поможет прочувствовать момент, когда квадроцикл готов поехать и нужно прибавить обороты двигателя.

Как правильно переключать передачи

В чем сложность. Поначалу не очевидно, в какой момент нужно переключаться.

Что делать. Можно ориентироваться на ощущения. Если чувствуется вибрация, квадроцикл дергается и вяло разгоняется – нужно переключиться вниз, а если двигатель «ревет» – вверх. Другой вариант – смотреть на спидометр. Для каждой передачи есть свой оптимальный диапазон скорости. Вот усредненные значения:

  • первая – 0-20 км/ч;
  • вторая – 20-40 км/ч;
  • третья – 40-60 км/ч;
  • четвертая – 60-80 км/ч;
  • пятая (если есть) – от 80 км/ч.

Кратко

На механической трансмиссии передачи включаются ножным рычагом. Перед каждым переключением выжимаем сцепление.

На вариаторной трансмиссии передачи включаются рукой с помощью рычага, расположенного сбоку от водителя. Перед каждым переключением полностью останавливаем технику и удерживаем тормоз.

Источник

Поделиться с друзьями
ОтветАвто