Коробка передач полуавтомат на сканиях

Автоматизированная трансмиссия Scania Opticruise

Scania – это одна из наиболее распространенных во всем мире марок грузовых авто, которые пользуются огромной популярностью благодаря высокой надежности, превосходным техническим и эксплуатационным характеристикам, должному уровню комфорта кабины, хорошей ремонтопригодности и прочим преимуществам.

Интересен тот факт, что на своих грузовиках известный шведский производитель никогда не использует двухдисковое сцепление – даже на тяжелых самосвалах устанавливают однодисковое.

Революционной разработкой компании в свое время стала автоматизированная трансмиссия Scania Opticruise. О том, что она собой представляет и чем отличается от других аналогичных решений, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.

Отличие «Оптикруза» от классического «автомата»

Решение, ставшее ремой нашей беседы – это не автоматическая КП в привычном ее понимании, а усиленная «механика» с роботизированным блоком переключения передач, помимо всего прочего позволяющая менять скорость движения вручную, когда возникнет такая необходимость.

Система «Скания Оптикруз» переключает передачи автоматически, тщательно выбирая момент, согласовывая его с характеристиками мотора и трансмиссии. Это обеспечивает возможность экономии топлива, повышает комфорт езды, упрощает процесс управления транспортным средством и снижает усталость водителя.

Благодаря «Оптикруз» возможности силовой установки и коробки передач тягача используются по полной, ведь по своей сути система идеально согласуется с оборотами мотора, скорости переключаются плавно и гладко в любой ситуации.

Установка Opticruise является гарантией стабильной производительности и продолжительного срока эксплуатации трансмиссии.

Отличием коробки «Оптикруз Скания» от обычного «автомата», если говорить о внешних характеристиках, является более короткий рычаг переключения и наличие на нем всего четырех положений:

  • задний ход;
  • нейтральная передача;
  • автомат;
  • ручное управление.

Как пользоваться «Скания Оптикруз»? По заверениям водителей, имевших возможность ее «обкатать» — очень и очень просто! Опишем механизм действия на примере «Скания» КПП Оптикруз с педалью сцепления (забегая немного вперед, отметим, что существует две разновидности инновационной трансмиссии – со сцеплением и без оного).

Итак, необходимо выжать сцепление, затем переместить рычаг в положение «автомат», плавно отпустить педаль сцепления – машина медленно начинает движение, а на панели управления загорается цифра 1.

На этом задача водителя выполнена – дальнейшее переключение передач происходит автоматически при активном участии мотора. Если педаль акселератора нажата, двигатель, набрав 1,5 тыс. об. в минуту, снижает их, а на приборной панели загорается цифра 2.

Это значит, что система автоматически переключила скорость движения, а «умный» мотор вновь начал «раскручиваться» до следующего переключения. Создается впечатление, что присутствие оператора в кабине вовсе не обязательно…

Читайте также:  Главная пара кпп ваз 2110 артикул

Благодаря слаженной работе системы управления переключением передач и электроники, регулирующей работу силовой установки, отпала необходимость использования в трансмиссии синхронизаторов — скорости шестерен управляются мотором.

Но это означает, что синхронизаторов нет – внутри КП они присутствуют – на случай, если откажет электроника. Тогда передачи придется переключать водителю в ручном режиме, как он это привык делать в старой доброй МКП – каждый раз выжимая сцепление и двигая рычаг вправо/влево, вперед/назад.

Кроме рычага система снабжена тумблером, позволяющим менять характер переключения скоростей во время движения по холмистой местности, если угол подъема составляет больше 5 процентов. Если нажать на тумблер, идя на подъем, система будет переключать передачи, не снижая количество оборотов силового агрегата.

Фактически Opticruise представляет собой систему автоматического изменения передачи для МКП, при которой педаль сцепления привлекается только в момент старта (трогаясь с места), остановки и при маневрировании на предельно низкой скорости движения. В этом и кроется ее ключевое отличие от «автомата».

Преимущества системы управления Scania Opticruise

Говоря о плюсах «навороченной» системы и об оправданности ее установки, стоит привести в качестве примера практичных и расчетливых немцев. Статистика свидетельствует о том, что в автохозяйствах Германии «оптикруз» установлен на более чем 20 процентах всех работающих грузовиков 4 поколения машин отданного производителя.

В числе неоспоримых плюсов инновационной разработки шведских автопроизводителей необходимо отметить следующее:

  • Снижается утомляемость водителя.
  • Повышается уровень безопасности дорожного движения.
  • Заметно экономится топливо.
  • Продлевается срок службы тормозных колодок.

Scania Opticruise с педалью сцепления

Система разработана преимущественно для сложных условий эксплуатации, устанавливается обычно на лесовозы и прочую спецтехнику, призванную выдерживать высокие нагрузки. Она включает такие режимы:

  • Автоматический (А).
  • Ручной (М).
  • Повышенной мощности (AP/MP).
  • Работа в условиях бездорожья (автоматический и ручной) (AO/MO).
  • Нейтралка (N).
  • Движение задним ходом (R).

Scania Opticruise без педали сцепления

«Оптикруз» могут оборудовать приводом сцепления на электрогидравлике, благодаря чему исключается необходимость использования педали сцепления.

Поставляется такая система в совокупности с дополнительной опцией Hill Holder – так называемый «держатель на подъеме». Он предотвращает риск движения машины вверх, если на подъеме водитель отпустил ручник и убрал ногу с педали тормоза.

Примечательно то, что опция способна держать авто не дольше 3 секунд, в это время активизируется звуковой сигнал, а на мониторе появляется соответствующая надпись. Система Opticruise без сцепления стоит дороже, чем ее аналог со сцеплением.

Дополнительные функции системы

Помимо описанных выше возможностей «Оптикруз» оснащается и другими, весьма полезными для водителя функциями. В частности, существует режим Power, обеспечивающий автомобилю более активный разгон – силовой агрегат при его активизации раскручивается до максимальных оборотов.

Заслуживает внимания и функция маневрирования. Включается она путем надавливания и удержания в течение секунды рычага «От себя». На дисплее после этого появится буква М, а коробка, работающая в автоматическом режиме, будет включать только половинки передач, если можно так выразиться.

Читайте также:  Запуск автомобиля с автоматической коробкой передач

Важно отметить, что когда авто достигнет седьмой скорости движения, система самостоятельно вернется в свой обычный режим работы, а литера М на дисплее исчезнет.

На случай пробуксовки колес предусмотрен режим раскачки – он включается автоматически, с учетом дорожной ситуации.

Стоит затронуть и столь полезную функцию системы, как управление тормозами ТС. Она самостоятельно включает гидравлический тормоз, который встроен в трансмиссию, если воздействие на соответствующую педаль будет слишком настойчивым, и даже прибавит сюда действие моторного тормоза, только потом отправив команду о включении штатных тормозов.

Все эти меры в совокупности продлевают продолжительность использования тормозных колодок и уменьшают износ штатной тормозной системы.

Заключение

Scania Opticruise стала в свое время революционной разработкой, позволив в общем и целом повысить комфорт и безопасность езды для водителей большегрузов, упростить управление транспортным средством, а также увеличить ресурс многих систем и деталей грузового авто.

Коробка Opticruise на Скании. Управление

Источник

Коробка передач скания GRS905 схема КПП и принцып работы.

КПП Скания GRS905 — это 14 — ти ступенчатая коробка передач с тремя ступенями основной коробки, с делителем и с дополнительной понижающей передачей для устойчивого движения с низкой скоростью ( ползущей передачей ) или в простонародии Черепаха, а также с планетарным демультипликатором ( планетарка ).

Коробка передач Скания ( Scania )- с демультипликатором и делителем. Это означает, что кинематический диапазон основной коробки невелик, а для его расширения используется планетарный демультипликатор который расположен в задней части кпп.

Коробка передач имеет 12 синхронизированных передач движения вперед и две ползущие передачи без синхронизаторов.

1) Первичный вал

2) Масляный насос

3) Промежуточный вал

4) Синхронизатор для переключения ступеней делителя

5) Синхронизатор второй и третьей передач.

6) Вторичный вал

7) Синхронизатор первой передачи

8) Муфта включения для ползущей передачи и передачи заднего хода ( без синхронизатора )

9) Промежуточная шестерня для передачи заднего хода

10) Планетарная передача с вторичным валом

Схема переключения коробки передач Скания GRS905.

Переключение передач в GRS905

Основная коробка передач имеет три передачи движения вперед, передачу заднего хода и ползущую передачу. Все передачи основной коробки передач синхронизированы, но передача заднего хода и ползущая передача синхронизатора не имеют. Переключение передач производится перемещением рычага переключения.

Переключение ступеней делителя

Делитель расположен в передней части основной коробки передач. Он позволяет каждую из передач 1 — 3 разделить на две: верхнюю и нижнюю ступень. Таким образом, общее число передач увеличивается до шести. Делитель включается кулисным переключателем на рычаге переключения передач и активируется с помощью педали сцепления. Делитель меняет передаточное число ступени примерно на 23%.

Механические коробки передач не оснащены датчиками, которые определяют, включен ли делитель. Вместо этого имеется оценка, основанная на положении кнопки делителя.

Нижняя ступень делителя

Верхняя ступень делителя

Ниже рассмотрим передачу крутящего момента от двигателя до выхода с вторичнего вала. Демультипликатор в схеме не показан!

Читайте также:  Коробка передач шкода рапид 2019

Пониженная передача ( Черепаха ), нижняя ступень делителя (пониженная половинка). Рассмотрим схему кпп. Крутящий момент двигателя через сцепление передаётся на первичный вал коробки передач, в которой шестерня половинки состоит в зацеплении нижней ступени, в свою очередь которая передаёт крутящий момент на промежуточный вал (заметно что на вторичнем валу все шестерни находятся в нейтральном положении за исключением шестерёнки пониженной передачи «черепахи»!)

Пониженная передача ( черепаха ), верхняя ступень делителя (повышенная половинка). Рассмотрим схему кпп. Крутящий момент двигателя через сцепление передаётся на первичный вал коробки передач, в которой шестерня половинки состоит в зацеплении верхней ступеней (повышенная половинка), в свою очередь которая передаёт крутящий момент на промежуточный вал (заметно что на вторичнем валу все шестерни находятся в нейтральном положении за исключением шестерёнки пониженной передачи «черепахи»!)

1-я и 4-я передачи, нижняя ступень делителя

1-я и 4-я передачи, верхняя ступень делителя.

2-я и 5-я передачи, нижняя ступень делителя

2-я и 5-я передачи, верхняя ступень делителя

3-я и 6-я передачи, нижняя ступень делителя

3-я и 6-я передачи, верхняя ступень делителя

Передача заднего хода, нижняя ступень делителя

Передача заднего хода, верхняя ступень делителя

Переключение рядов демультипликатора

Демультипликатор представляет собой синхронизированную планетарную передачу, расположенную за основной коробкой передач Демультипликатор удваивает количество передач основной коробки передач, разделяя их на верхний и нижний ряд. Демультипликатор управляется кнопкой на рычаге переключения передач. Переключение между нижним и верхним рядом может происходить только при нахождении основной коробки передач в нейтральном положении. Демультипликатор изменяет передаточное отношение приблизительно в 3,75 раза.

Для защиты двигателя и сцепления от превышения частоты вращения двигателя автомобиль переходит в режим защиты от превышения частоты вращения двигателя. Эта функция предусмотрена в координаторе. Это предотвращает переключение вниз на пониженный диапазон при движении со скоростью, превышающей определенное значение. Предельное значение защиты от превышения частоты вращения двигателя находится в диапазоне от 20 до 70 км/ч в зависимости от таких факторов, как передаточное число главной передачи заднего моста и размерность шин.

1) Нижний ряд демультипликатора.

2) Высший ряд демультипликатора.

Электрическая и пневматическая схемы GRS905

  1. Импульсное кольцо на вторичном вале
  2. Переключатель делителя
  3. Переключатель демультипликатора
  4. Датчик положения педали сцепления
  5. Сжатый воздух
  6. Цилиндр управления для переключения рядов в демультипликаторе
  7. Электромагнитный клапан нижнего ряда
  8. Электромагнитный клапан верхнего ряда
  9. Электромагнитный клапан верхней ступени делителя
  10. Электромагнитный клапан нижней ступени делителя
  11. Цилиндр управления для переключения ступеней делителя

  • E30 = Координатор
  • O1 = ICL с лампой включения нижней ступени делителя
  • O4 = Тахограф O4
  • T20 = Датчик частоты вращения
  • B16 = Выключатель фонарей заднего хода
  • B45 = Переключатель нейтрального положения

  • A = Воздушная магистраль, под давлением
  • B = Воздушная магистраль, под давлением/без давления
  • C = Электрический кабель
  • D = Передача данных по шине CAN
  • E = Прохождение импульсов

Источник

Поделиться с друзьями
ОтветАвто