Как проверить коммутатор на ваз 2107 карбюратор электронное зажигание

Проверка и замена коммутатора зажигания ВАЗ 2107

Задача системы зажигания ВАЗ 2107 — формирование искры, которая воспламеняет воздушно-топливную смесь в цилиндрах. В старых моделях “классики” это работает на основе связки “прерыватель-катушка зажигания”. На более современных автомобилях устанавливается бесконтактная система зажигания, где за искрообразование отвечает коммутатор зажигания ВАЗ 2107.

Неисправности коммутатора сказываются на эффективности и работоспособности всей системы зажигания и автомобиля в целом. Поэтому не лишнем будет узнать о том, как проверить коммутатор ВАЗ 2107 и заменить его, если в этом есть необходимость.

Принцип действия БСЗ

Искрообразование с электронным управлением функционирует по достаточно простому алгоритму, что и обусловливает надёжность подобной схемы. Когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания, на первичную обмотку катушки идёт постоянное напряжение от бортовой сети, отчего вокруг неё образуется магнитное поле. Дальше система работает так:

  1. Стартер поворачивает коленвал и приводит в движение вал трамблёра вместе с бегунком.
  2. Датчик Холла, реагирующий на прохождение рядом металлической массы, регистрирует оборот вала по выступу на нём и отправляет сигнал коммутатору.
  3. Электронный блок по сигналу датчика отключает подачу напряжения к первичной обмотке катушки.
  4. В момент разрыва цепи во вторичной обмотке катушки образуется импульс высокого напряжения (до 24 кВ). По толстому проводу он направляется к подвижному контакту трамблёра.
  5. Бегунок перенаправляет импульс на один из неподвижных контактов, встроенных в крышку. Оттуда напряжение поступает к свече того цилиндра, где поршень находится в верхней мёртвой точке.
  6. В этот момент топливо уже находится в камере сгорания в сжатом состоянии. Когда на электродах свечи проскакивает искра, происходит его воспламенение.
  7. Бегунок вращается и передаёт искру всем цилиндрам по схеме 1—3—4—2, после чего двигатель машины заводится и начинает работать.

Примечание. В старых автомобилях ВАЗ 2107 коммутатор отсутствовал, а электрическая цепь разрывалась механическим способом — кулачок вала размыкал контактную группу.

Устаревшая схема с контактным прерывателем


Плюсы и минусы бесконтактного зажигания

На данный момент системой искрообразования с электронным управлением оснащается 100% выпускаемых автомобилей, использующих в качестве горючего бензин или сжиженный газ. Механическое зажигание устарело и осталось в прошлом. Причина — её ненадёжность при эксплуатации, частые неполадки и невысокая мощность искры. По сравнению с контактной системой БСЗ обладает следующими преимуществами:

  1. Отсутствие контактов, чьи поверхности постоянно подгорают от высокого напряжения, отчего мощность искрообразования резко падает.
  2. В распределителе электронной системы нет быстроизнашивающихся деталей, которые приходилось менять через каждые 15—20 тыс. км пробега.
  3. Благодаря бесконтактной схеме и новой конструкции катушки напряжение, подаваемое на электроды свечей, удалось поднять с 18 до 24 кВ. Это благотворно повлияло на воспламенение и сжигание топливовоздушной смеси в цилиндрах.
  4. Надёжность в работе и долговечность.

Мощная искра от бесконтактного зажигания

Справка. В прошлые времена хозяевам ВАЗовской «классики» довольно часто приходилось удалять выступ, нагорающий на поверхности одного из контактов, для чего требовался плоский надфиль. Но на втором контакте образовывалось углубление, которое зачистить достаточно трудно, поэтому производители стали делать контактные группы со сквозными отверстиями.

Из существенных недостатков БСЗ можно отметить один — неремонтопригодность датчика Холла. Если механические контакты подчищаются, то неисправный датчик нужно только менять, поэтому желательно возить его с собой. С другой стороны, данный приборчик очень надёжен в работе и служит без проблем 40—50 тыс. км.

Так выглядит датчик Холла, заменивший контакты

Справка. Владельцам автомобилей ВАЗ 2107, оснащёнными первыми комплектами БСЗ, помимо датчика Холла приходилось возить ещё и запасной коммутатор. Но спустя 2 года его конструкция претерпела модернизацию, отчего электронные блоки перестали выходить из строя.

Пропала искра в карбюраторной семерке

Начинать поиски поломки в виде отсутствия искры следует непосредственно с осмотра высоковольтных кабелей, катушки и трамблера. Причинами неисправности может быть бронепровод, контакт которого отошел от трамблера или свечи. Если высоковольтный провод исправен, тогда нужно прибегнуть к проверке наличия искры в свече.

Чтобы проверить присутствие искры в свече, требуется выкрутить ее из цилиндра, и положить на двигатель, подключив к бронепроводу. После этого один человек должен попытаться запустить двигатель, вращая стартер, а второму нужно наблюдать за наличием или отсутствием искрения. От наличия или отсутствия искры можно судить о неисправностях:

  • Если искра присутствует, то это говорит о неисправностях в свечах зажигания, высоковольтных проводах или распределителя трамблера.
  • Отсутствие искры обозначает, что поломка возникла в коммутаторе, катушке зажигания или датчике Холла.
Читайте также:  Как установить карбюратор 2108 на волгу

Конструкция электронного зажигания

Чтобы поставить бесконтактную систему на «классику» ВАЗ 2107 с карбюратором, желательно изучить, как она устроена. Это поможет вам правильно собрать схему и успешно запустить её в работу. БСЗ для старых карбюраторных моделей Жигулей состоит из таких элементов:

  • трамблёр, он же — распределитель системы зажигания;
  • высоковольтная катушка новой конструкции (отличается от старой, работающей с механическими контактами);
  • коммутатор, отвечающий за управление системой;
  • высоковольтные и обычные провода с разъёмами и клеммами, соединяющие перечисленные элементы;
  • свечи зажигания.

Справка. Поскольку в новой системе зажигания отсутствует контактная группа, а её работа управляется электронным блоком, то к ней одинаково подходят названия «бесконтактная» и «электронная».

Элементы системы электронного зажигания ВАЗ 2107

В новой высоковольтной катушке предусмотрено 2 обмотки. Первичная изготовлена из проводника большого сечения и подключена к электрической сети автомобиля через реле замка зажигания. Вторичная обмотка намотана большим количеством витков тонкой проволоки и присоединена высоковольтным проводом к трамблёру, состоящему из следующих частей:

  • корпус с установленным по центру валом;
  • на конце вала закреплён подвижный контакт (так называемый бегунок);
  • сверху на корпус надевается крышка, куда подключены высоковольтные провода большого сечения, идущие к свечам зажигания;
  • на валу имеется выступ (кулачок), напротив которого стоит датчик Холла;
  • сбоку прикреплена вакуумная диафрагма, обеспечивающая опережение зажигания.

Коммутатор соединяется проводниками малого сечения с распределителем и катушкой, его задача — управлять своевременной подачей искры на свечи.

Справка. В более новых модификациях ВАЗ 2107, где вместо карбюратора стоит инжектор, отдельный коммутатор отсутствует. В нём нет нужды, поскольку искрообразованием и подачей топлива ведает контроллер бортового компьютера.

Схема соединений элементов бесконтактной системы

Коммутатор ВАЗ 2107

В бесконтактной системе зажигания может быть установлен коммутатор типа 3620.3734, или PZE4022, или RT1903. Он преобразует управляющие импульсы бесконтактного датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Рис. 8–27. Схема для проверки коммутатора: 1 — резистор 0,01 Ом±1%, не менее 20 Вт; 2 — коммутатор; 3 — катушка зажигания; 4 — разрядник; А — к осциллографу; Б — к генератору прямоугольных импульсов

Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме на

Рис. 8–28. Форма импульсов на экране осциллографа: А — импульсы напряжения (U) генератора; Б — импульсы тока (I) коммутатора; t — время накопления тока; Т — период импульса; Ти -длительность импульса

На клеммы «3» и «6» коммутатора подаются прямоугольные импульсы, имитирующие импульсы датчика. Частота импульсов от 3,33 до 233 Гц, а скважность (отношение периода к длительности импульса Т/Ти, см. рис. 6–28) равна 3. Максимальное напряжение Umax — 10 В, а минимальное Umin — не более 0,4 В (см. осциллограмму А на рис. 8–28). У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме Б на рис. 8-28.

Для коммутатора 3620.3734 при напряжении питания (13,5±0,5) В величина тока (I) должна быть 7,5–8,5 А. Время накопления тока (t) не нормируется.

Для коммутатора RТ1903 при том же напряжении питания и частоте сила тока составляет 7–8 А, а время накопления — 5,5–11,5 мс.

Для коммутатора PZE4022 при напряжении питания (14±0,3) В и частоте 25 Гц величина силы тока составляет 7–9 А, а время накопления тока не нормируется.

Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с искрообразованием или оно может происходить с запаздыванием. Двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.

Нельзя отсоединять от коммутатора штепсельный разъем при включенном зажигании, так как при этом на отдельных участках схемы коммутатора может возникнуть напряжение до 400 В, и он будет поврежден.

Не допускается прокладывать провода низкого напряжения в одном жгуте с проводами высокого напряжения.

Не допускается отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи при работающем двигателе, так как это может привести к повреждению коммутатора.

Как поставить электронное зажигание на классику ВАЗ 2107 и правильно его настроить?

ВАЗовская «семёрка» — последняя классическая модель Жигулей, выпускавшаяся с 1982 по 2012 год. Причём инжектор и электронное зажигание появилось на автомобиле ВАЗ 2107 уже в 90-е, а все предыдущие модификации шли с карбюратором и системой механического (контактного) искрообразования. Поскольку по территории стран бывшего СССР «бегает» немало таких машин, то вопрос перехода на бесконтактное зажигание (сокращённо — БСЗ) не теряет актуальности для их владельцев. Решается он без особых проблем, нужно лишь купить комплект нового оборудования и поставить его на «семёрку» своими руками, чтобы не тратить средства на услуги автосервиса.

  • 1 Конструкция электронного зажигания
  • 2 Принцип действия БСЗ
  • 3 Плюсы и минусы бесконтактного зажигания
  • 4 Инструкция по установке бесконтактной системы 4.1 Рекомендации по выбору
  • 4.2 Какие понадобятся инструменты?
  • 4.3 Установка БСЗ на автомобиль
  • 4.4 Этапы установки зажигания в фотографиях
  • 4.5 Видеоматериал по замене зажигания на электронное
Читайте также:  Обратка на карбюраторе микуни
  • 5 Указания по настройке зажигания
  • 6 Видеоролик о регулировке зажигания на «классике» Жигулей

    Инструкция по установке бесконтактной системы

    Процедура замены механического зажигания на электронное делится на такие этапы:

    • выбор и покупка БСЗ;
    • подготовка инструментария;
    • снятие старой системы и установка новой;
    • настройка зажигания.

    Если ранее вам не приходилось самостоятельно разбираться с проблемами искрообразования в классических моделях Жигулей, то придётся выделить на всю работу примерно 3—4 часа.

    Рекомендации по выбору

    В заводской комплект БСЗ для ВАЗ 2107, имеющийся в продаже, входят следующие детали:

    • коммутатор с каталожным номером 36.3734 (ещё бывает 3620.3734);
    • главный распределитель зажигания, маркировка — 38.37061;
    • высоковольтная катушка, номер по каталогу — 27.3705;
    • жгуты проводов с разъёмами.

    Детали БСЗ от компании СОАТЭ

    Примечание. Маркировка трамблёра указана для машин с двигателями объёмом 1,5 и 1,6 л. В модификациях «семёрок» с мотором 1,3 л блок цилиндров меньше по высоте, а вал распределителя зажигания короче. Его каталожный номер — 38.3706–01.

    В продаже встречается подобный бесконтактный комплект, предназначенный для российского внедорожника ВАЗ 2121 «Нива». В нём трамблёр маркируется так: 3810.3706 либо 38.3706–10. Не стоит его покупать для «классики», поскольку элемент отличается по техническим параметрам, хотя внешне выглядит так же.

    Среди производителей, выпускающих готовые комплекты электронного зажигания для старых моделей ВАЗ, лучше всех себя зарекомендовала , чьё производство расположено в г. Старый Оскол Российской Федерации. Отзывы владельцев «классики» о продукции компании сугубо положительные.

    Источник

    Как просто проверить коммутатор на ВАЗ 2107

    Задача системы зажигания ВАЗ 2107 — формирование искры, которая воспламеняет воздушно-топливную смесь в цилиндрах. В старых моделях карбюраторной “классики” это работает на основе связки “прерыватель-катушка зажигания”. На более современных автомобилях устанавливается бесконтактная система зажигания, где за искрообразование отвечает коммутатор зажигания ВАЗ 2107.

    Коммутатор – это электронный компонент для обеспечения работы бесконтактной системы зажигания. Она является переходной между контактной и микропроцессорной. Последняя, наиболее совершенная, позволяет управлять моментом при помощи данных, считываемых с датчиков – кислорода, скорости, оборотов двигателя и других. Но на дорогах все еще немало автомобилей, в которых установлены и контактные прерыватели, и бесконтактные.

    Неисправности коммутатора сказываются на эффективности и работоспособности всей системы зажигания и автомобиля в целом. Поэтому не лишнем будет узнать о том, как проверить коммутатор ВАЗ 2107 и заменить его, если в этом есть необходимость.

    Назначение

    Коммутатор необходим для создания электрического импульса путём прерывания постоянной подачи тока от аккумулятора на первичную обмотку катушки. В БСЗ ВАЗ 2107 применяется коммутирующее устройство типа 3620.3734. Рабочими элементами в нём выступают обычные биполярные транзисторы, которые обеспечивают размыкание цепи в момент поступления сигнала с датчика Холла.

    Коммутатор служит для формирования электрического импульса в цепи низкого напряжения катушки зажигания.

    Коммутатор 3620.3734 построен по простой однопроводной схеме, в которой корпус устройства подключён к «массе» автомобиля и, соответственно, к минусовой клемме аккумуляторной батареи. К преимуществам использования этого узла вместо традиционного прерывателя можно отнести:

    • отсутствие необходимости обслуживания и регулировки;
    • высокую энергию искры, позволяющую упростить запуск двигателя в холодное время года, а также возможность использования бензина с меньшим октановым числом;
    • наличие системы стабилизации, обеспечивающей защиту датчика Холла от перепадов напряжения.

    Недостаток у этого коммутатора один — низкое качество производства. Случается, что устройство выходит из строя уже через несколько месяцев эксплуатации. Коммутатор малопригоден для ремонта, и проще купить новый, чем найти человека разбирающегося в его устройстве. Именно поэтому умудрённые опытом владельцы «семёрок» и других ВАЗов с бесконтактной системой зажигания возят в своих машинах запасные коммутаторы. Благо, стоит деталь недорого — 400–500 рублей.

    Расположение в семерке

    В зависимости от модификации и года выпуска автомобиля коммутатор в ВАЗ 2107 может иметь разное расположение. Обычно он установлен на брызговике в левой части моторного отсека или же на моторном щите. В любом случае искать его нужно рядом с катушкой зажигания.

    Читайте также:  Не заводится ваз 2108 карбюратор после простоя

    Основные поломки

    Главный симптом поломки коммутатора — отсутствие искры на свечах зажигания. Как вариант, искра может быть недостаточно мощной или периодически пропадать. В этом случае двигатель плохо заводится, работает с перебоями, глохнет на холостых, теряет мощность или его обороты постоянно плавают.

    Следует помнить, что все эти признаки могут появляться и при неисправностях других деталей системы зажигания: датчика Холла, проводов и свечей, катушки зажигания, распределителя. Искра также пропадает при отсутствии контакта в схеме электропитания системы зажигания.

    • Проблема с электрикой. Чаще всего коммутирующее устройство попросту сгорает. Вернее, перегорает один или несколько его электронных элементов, расположенных внутри. В этом случае искры не будет ни на центральном бронепроводе, идущем от катушки к распределителю, ни на электродах свечей.
    • Запаздывание сигнала. Бывает и так, что двигатель запускается, но работает с перебоями, перегревается, периодически глохнет. Аналогичные признаки сопровождают множество других неполадок, включая неправильную регулировку карбюратора, поломку бензонасоса, засорение топливопроводов, пробой катушки, высоковольтных проводов и др. Неисправный коммутатор способен вызывать указанные симптомы вследствие искажения формы выходных электрических импульсов. Обычно происходит запаздывание сигнала, которое ведёт к смещению момента искрообразования назад.

    Чтобы точно установить причину, необходимо отдельно проверить работоспособность коммутатора.

    Самый простой вариант проверки коммутатора, подразумевает замену устройства новым или заведомо исправным. Но это не всегда доступно, так как не у каждого водителя в багажнике есть запасное устройство. Ну а если такой вариант неподходит, придется разбираться более углубленно.

    Проверка питания коммутатора

    Прежде чем проверять коммутатор, нам необходимо убедиться в том, что на него поступает питание. Для этого:

    • Изготовим самодельный пробник – к лампочке на 12 вольт(например из освещения салона) припаиваем или прикручиваем два проводка.
    • После этого мы снимаем штекер с коммутатора и идем в салон, включаем зажигание.
    • Теперь один конец провода вставляем в 1 разъем, а второй – замыкаем на массу. Лампочка горит – значит питание, которое должно быть в первом разъеме у нас есть.
    • После этого вставляем второй конец провода во второй разъем штекера(во втором разъеме должна быть масса). Если видим что лампочка загорелась, значит масса у нас есть во втором разъеме.
    • Далее проверяем 4 разъем, в котором также должен быть плюс. Вставляем в него один конец другой замыкаем на массу. Если лампочка горит – значит питание в порядке.

    После такой проверки выключаем зажигание и возвращаем на место штекер.

    Проверка работы коммутатора

    После проверки питания нужно проверять сам коммутатор. Для этого:

    • Берем ключик и откручиваем контакты с катушки зажигания.
    • Снимаем клеммы, и вместо катушки в разрыв между ними мы подсоединяем нашу контрольную лампочку.
    • Кладем контрольку так чтобы контакты не касались массы!
    • Идем в салон и включаем зажигание. При этом внимательно смотрим на лампочку.
    • Если во время поворота ключа видим, что лампа загорелась и сразу потухла, это значит что коммутатор выполняет одну из своих функций – разрыв цепи питания на катушку при включении зажигания.
    • Если вы уверены в том, что ваш датчик Холла полностью исправен, то можно штекер с него и не снимать, а проверить по-другому. одеваю обратно теперь идем салон и включаем зажигание(видим лампа загорелась и потухла). Теперь мы просто вращаем стартер, и смотрим на лампочку. Должно происходить быстрое мигание лампы.
    • Если нет уверенности в исправности датчика Холла, снимаем штекер с датчика холла(находится на трамблере), берем кусок провода, и вставляем его в центральный разъем с датчика, а другой конец замыкаем на массу.
    • В это время смотрим на лампочку. При касании проводом массы, она должна загораться и через мгновение тухнуть.
    • При этом, чем чаще замыкать провод на массу, тем больше будет моргать контролька.

    Эти действия нам дают понять что коммутатор выполняет свою основную функцию по замыкании и размыкании цепи.

    Замена коммутатора ВАЗ 2107

    Чтобы заменить коммутатор, необходимо выполнить следующие действия:

    • выключить зажигание;
    • отсоединить колодку проводов от разъема коммутатора;
    • открутить гайки крепления;
    • снять старый коммутатор и поставить на его место новый;
    • затянуть гайки крепления;
    • подсоединить колодку проводов к разъему.

    На этом замена коммутатора ВАЗ 2107 закончена и можно проверить работу зажигания, попытавшись завести двигатель.

    Источник

  • Поделиться с друзьями
    ОтветАвто