Блок управления карбюратором зил

Блок управления карбюратором зил

СИСТЕМА ПИТАНИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО ЗИЛ-130

Для снижения уровня токсичности отработавших газов и уменьшения расхода топлива на автомобиле ЗИЛ-180 установлен карбюратор К-90 (рис. 81), унифицированный с карбюратором К-88AM. Основным отличием карбюратора К-90 является применение экономайзера принудительного холостого хода с электронным автоматическим управлением. Схема системы автоматического управления экономайзером показана на рис. 82. Система состоит из электронного блока управления, установленного в кабине за панелью приборов, датчика частоты вращения коленчатого вала, датчика (ТМ100-А) температуры охлаждающей жидкости, датчика положения дроссельных заслонок и двух электромагнитных клапанов, встроенных в каналы системы холостого хода карбюратора К-90.

Датчик углового положения дроссельных заслонок представляет собой электрический контактный выключатель, установленный на карбюраторе. Выключатель посылает электрический сигнал в блок управления при закрытом положении дроссельных заслонок.

В качестве датчика частоты вращения коленчатого вала используется прерыватель-распределитель системы зажигания. Электронный блок управления соединяется проводом с выводом К добавочного резистора. Электрические импульсы поступают в блок управления с частотой, кратной частоте вращения коленчатого вала.

Система работает следующим образом. В блок управления постоянно поступают сигналы от датчика температуры охлаждающей жидкости и датчика частоты вращения коленчатого вала. Блок управления срабатывает при работе двигателя в режиме принудительного холостого хода (торможение двигателем), когда педаль подачи топлива отпущена и дроссельные заслонки карбюратора полностью закрыты, температура охлаждающей жидкости более 60 °С, а частота вращения коленчатого вала более 1000 об/мин. При этих условиях блок управления включает электромагнитные клапаны, которые закрывают каналы системы холостого хода карбюратора.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала до минимальной или при ее увеличении после нажатия на педаль подачи топлива блок управления выключает электромагнитные клапаны, и двигатель начинает работать в нормальном режиме.

Регулировка карбюратора для установления минимальной частоты вращения коленчатого вала в режиме нормального холостого хода осуществляется по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-130.

Для проверки исправности системы управления экономайзером холостого хода следует отсоединить провода от одного из электромагнитных клапанов и подсоединить их к лампе мощностью не более 3 Вт; пустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости не выше 50 °С. Затем нужно нажать и резко опустить педаль подачи топлива. Контрольная лампа при этом не должна загореться. После прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости выше 60 °С следует снова нажать и резко отпустить педаль подачи топлива. В этом случае контрольная лампа должна вспыхнуть и погаснуть. Двигатель после некоторого снижения частоты вращения должен устойчиво работать в режиме холостого хода.

Для проверки исправности клапанов нужно на работающем двигателе отсоединить от обоих электромагнитных клапанов фиолетовый

провод и с помощью отвертки соединить вывод одного клапана с массой. При этом должна значительно уменьшиться частота вращения коленчатого вала или произойти останов двигателя. При соединении с массой выводов обоих клапанов двигатель должен остановиться.

Обслуживание системы в условиях эксплуатации заключается в поддержании чистоты контакт-тов датчика положения дроссельных заслонок. В случае необходимости следует их очистить чистой мягкой тряпкой, смоченной в бензине. При сезонном обслуживании следует промыть детали электромагнитных клапанов в чистом бензине и заменить (при необходимости) уплотнительное кольцо. Клапан легко разбирается после снятия стопорного кольца. Нельзя протирать детали клапана ветошью. Перед установкой клапанов в карбюратор нужно смазать уплотнительные кольца маслом для двигателя.

Читайте также:  Не работает стоп сигнал на ваз 2107 карбюратор причины

Рис. 81. Схема карбюратора К-90:
а— карбюратор; б — датчик положения Дроссельных заслонок; поз. 1—40 — то же. что на рис. 55: 41 — электромагнитные клапаны (экономайзер); 42 — винт регулировки состава топливной смеси; 43, 44 и 45 — каналы системы холостого хода; 46 — дроссельная заслонка; 47 — корпус смесительных камер; 48 — главный жиклер; 49 — поплавок; 50 — пружина поплавка; 51 и 54 — контакты датчика положения дроссельных заслонок; 52 рычаг; 53 — ось дроссельных заслонок

Рис.82. Схема системы управления экономайзером принудительного холостого хода

Источник

ВРемонт.su — ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг

Home Автоэлектроника Система автоматического управления экономайзером грузового автомобиля

Система автоматического управления экономайзером грузового автомобиля

Рис.1 принципиальная схема САУЭПХХ автомобилей ЗИЛ

САУЭПХХ автомобилей ЗИЛ, оснащенных карбюратором К90, состоит из электронного блока управления 1102.3761, электромагнитных клапанов 3202.3747 и неподвижного контакта 130-3761. 026-1. Блок управления входит в систему элетрооборудования автомобиля ЗИЛ-130 и установлен в кабине на правой боковой стенке.

Два электромагнитных клапана (по числу камер карбюратора) установлены так, что при их включении каналы системы холостого хода карбюратора полностью перекрываются и подача топлива по ним прекращается. Неподвижный контакт является упором для винта регулирования частоты вращения холостого хода двигателя.

САУЭПХХ перекрывает подачу топлива, если одновременно выполняются три условия:

  • частота вращения коленчатого вала двигателя выше некоторого выбранного значения (1000 об/мин для ЗИЛ-130);
  • педаль подачи топлива полностью отпущена (дроссельная заслонка закрыта);
  • температура жидкости в системе охлаждения двигателя выше 65 °С.

Последнее условие связано с тем, что при прогреве двигателя на режиме холостого хода частота вращения его вала повышается и без корректировки по температурному фактору может быть воспринята САУЭПХХ как частота вращения принудительного холостого хода.

На рис.1 представлена принципиальная схема САУЭПХХ автомобилей ЗИЛ. Через вывод Х5 штекерного разъема на блок управления САУЭПХХ поступают импульсы от вывода К коммутатора ТК102 контактно-транзисторной системы зажигания. Частота этих импульсов пропорциональна частоте вращения вала двигателя (для восьмицилиндрового двигателя ЗИЛ-130 частота вращения превышает частоту следования импульсов системы зажигания в 15 раз). Таким образом, датчиком частоты вращения вала двигателя для САУЭПХХ является система зажигания. Использование системы зажигания в качестве датчика частоты вращения коленчатого вала является традиционным и применяется также в САУЭПХХ система автоматического управления экономайзером легкового автомобиля.

Датчиком температуры охлаждающей двигатель жидкости является датчик ТК100В. Его выходное напряжение подается в блок управления через вывод Х2 штекерного разъема. Цепь неподвижного контакта S1 замкнута, когда дроссельная заслонка полностью закрыта. При всех других положениях заслонки эта цепь разомкнута.

Импульс напряжения положительной полярности от системы зажигания через диод VD1 и резисторы R1, R6 заряжает конденсатор С2. При прохождении тока заряда через переход база — эмиттер транзистора VТЗ он открывается на короткое время. При этом полностью разряжается конденсатор С5. Вследствие этого включается в работу схема преобразования частоты следования импульсов (частоты вращения вала двигателя) в напряжение. Схема содержит транзистор VT3, конденсатор С5 и резисторы R8, R9. После того как транзистор VT3 закроется, конденсатор С5 заряжается через резисторы R8, R9. Напряжение на конденсаторе тем больше, чем больше пауза между импульсами системы зажигания, так как при следующем импульсе транзистор VT3 вновь откроется и конденсатор С5 разрядится. Следовательно, напряжение на конденсаторе С5 обратно пропорционально частоте вращения вала двигателя, чем меньше эта частота, тем больше напряжение.

Читайте также:  Как установить холостой ход на карбюраторе солекс

Напряжение с конденсатора С5 поступает на неинвертирующий вход 10 компаратора DA1, собранного на микросхеме К140УД1А. На инвертирующий вход 9 компаратора подается опорное напряжение с делителя R10, R11, примерно равное половине напряжения питания компаратора, которое поддерживается постоянным с помощью стабилитрона VD3. Напряжение на выходе 5 компаратора появляется только тогда, когда меняющийся по времени сигнал на неинвертирующем входе будет равен или больше опорного напряжения на инвертирующем входе. При появлении сигнала на выходе компаратора открывается транзистор VT4. Таким образом, если частота вращения вала двигателя такова, что напряжение на входе 10 компаратора меньше опорного напряжения, транзистор VT4 закрыт.

При понижении частоты вращения вала двигателя ниже порогового значения уровень напряжения на конденсаторе С5 превышает уровень опорного напряжения, и на время этого превышения компаратор DA1 открывает транзистор VT4.

Настройка схемы на выбранное пороговое значение частоты вращения проводится подбором резисторов R9, R10.

Второй компаратор DA2 собран также на микросхеме К140УД1А. На его инвертирующий вход 9 подается опорное напряжение, на неинвертирующий вход 10 — напряжение от датчика температуры охлаждающей жидкости. Если температура воды ниже, чем 65 °С, то напряжение на входе 10 компаратора DA2 будет выше, чем на входе 9, и выходное напряжение этого компаратора переведет транзистор VT4 в открытое состояние. На транзисторе VT4 реализована схема «ИЛИ» — он открыт, если на цепь его базы поступает напряжение или от компаратора DА1, или от компаратора DA2, или от обоих компараторов одновременно.

Транзистор VT4 открыт, если частота вращения вала двигателя ниже пороговой и двигатель находится, в холодном состоянии. Открытый транзистор VT4 препятствует включению электромагнитных клапанов, перекрывающих подачу топлива по каналам системы холостого хода. Ток его эмиттера через резистор R24 проходит в цепь базы транзистора VT5, и он открывается. Открытый транзистор VT5 шунтирует силовой усилитель на транзисторах VT6, VT7, управляющий электромагнитными клапанами.

Транзистор VT4 самоблокируется транзисторами VT2 и VT3. При прохождении тока его эмиттера через резистор R7 транзистор VT2 открывается, шунтируя переход эмиттер — база транзистора VT3, последний закрывается, компаратор DA1 становится невосприимчивым к импульсам системы зажигания.

Самоблокирование транзистора VT4 возможно лишь в том случае, если цепь неподвижного контакта S1 замкнута. В случае размыкания цепи неподвижного контакта транзистор VT4 разблокируется, поскольку через резистор R22 переход база — эмиттер транзистора VT1 смещается в прямом направлении, транзистор открывается, закрывает транзистор VT2, и транзистор VТЗ вновь воспринимает импульсы системы зажигания.

Разомкнутая цепь неподвижного контакта препятствует включению электромагнитных клапанов, так как при этом транзистор VT5 открыт током, протекающим в цепи его базы через резисторы R22, R23. При закрытии дроссельной заслонки цепь неподвижного контакта S1 замыкается, и через вывод X1 штекерного разъема и резистор R23 база транзистора VT5 соединяется с массой и транзистор закрывается.

Читайте также:  Прокладка под карбюратор 21053

Если частота вращения коленчатого вала выше порогового значения, двигатель прогрет, дроссельная заслонка закрыта, транзисторы VT4 и VT5 закрыты, то САУЭПХХ готова перекрыть подачу топлива в карбюраторе. При этом первый же импульс от системы зажигания током заряда конденсатора С1 открывает транзистор VT8, что, в свою очередь, приводит к открытию транзисторов VT6 и VT7, подключению обмоток электромагнитных клапанов к цепи питания через переход эмиттер — коллектор транзистора VT7 и прекращению подачи топлива.

После открытия транзистора VT7 ток базы транзистора VT6 протекает через его переход эмиттер — коллектор, в результате чего осуществляется самоблокировка схемы включения электромагнитных клапанов, и они остаются во включенном состоянии, даже если транзистор VT8 закрылся после прекращения протекания тока через конденсатор C1. Открытие дроссельной заслонки или уменьшение частоты вращения вала двигателя приводит к открытию транзистора VT5, вследствие чего транзисторы VT6, VT7 запираются, электромагнитные клапаны отключаются и восстанавливается питание двигателя по каналам системы холостого хода карбюратора.

Схема электронного блока САУЭПХХ хорошо защищена от возможных аварийных режимов и опасных для нее внешних воздействий. Стабилитрон VD3 совместно с резистором R13, конденсатором С4 не только стабилизирует напряжение питания, но и защищает компараторы от перенапряжении и импульсов напряжения обратной полярности. Конденсатор С7 и резистор R18 защищают вход компаратора DA2 соответственно от импульсов перенапряжения и от аварийного режима, возникающего при обрыве провода, идущего от вывода Х2 к датчику температуры.

Диод VD6 защищает переход база — эмиттер транзистора VT6 от обратного напряжения, стабилитрон VD7 с резистором R28 защищает транзисторы VT6 и VT7 от импульсов перенапряжений, конденсатор С2 и резистор R2 защищают от ложных срабатываний при «дребезге» контактов прерывателя системы зажигания, стабилитрон VD2 защищает от перенапряжений по цепи системы зажигания. При возникновении короткого замыкания в цепи нагрузки переход база — эмиттер VT6 шунтируется, транзисторы VT6 и VT7 закрываются и обеспечивается защита транзистора VT7 от перегрузки.

Рис.2 блок управления 1102.3761

На рис.2 показано устройство блока управления 1102.3761. Весь монтаж блока управления выполнен на печатной плате 2.

Рис.3. Электромагнитный клапан 3202.3747:
а внешний вид; б — устройство; 1 запорное кольцо; 2 стопорное кольцо; 3 — пружина; 4 корпус; 5 — якорь; 6 втулка; 7 катушка электромагнита; 8 кожух; 9 крышка; 10 » штекер; 11 упор.

Для охлаждения силового транзистора VT7 к нему прижата пластина — теплоотвод 4. Плата расположена внутри пластмассового корпуса 1 в специальных направляющих пазах. Штекерная колодка выполнена заодно с крышкой 3 блока, имеющей шесть щелей для прохода штекеров. Крышка блока прикреплена к корпусу двумя шурупами. Блок крепится к автомобилю за два пластмассовых ушка, выполненных заодно с корпусом.

Электромагнитный клапан (рис.3) не разборный и герметично закрыт, что препятствует попаданию влаги в его внутреннюю полость. При подаче напряжения на катушку 7 электромагнита якорь 5 притягивается к упору 11 и запорное кольцо 1 перекрывает доступ топлива по каналу системы холостого хода карбюратора. Обратный ход якоря осуществляет пружина.

Источник

Поделиться с друзьями
ОтветАвто